Мимо кассы, или Джазовый фестиваль, которого никто не заметил

На международный джазовый фестиваль в обнинском Городском дворце культуры пришло всего-навсего 47 человек.





Во всяком случает, такие данные мне дал накануне концерта директор ГДК Виталий Пикалов и не скрывая своего разочарования сказал, что концерт отменяется. Однако в день концерта 17 июня он радостно позвонил, сообщив, что джаз все-таки состоится – музыканты готовы играть и для полупустого зала.

Радость радостью, но 47 – все-таки печальное число для Обнинска, более трех десятков лет славящегося своей приверженностью джазовой музыке. Печальное оно и потому, что Обнинский джаз-клуб, созданный Давидом Гонюхом, гремел по всей России и имел репутацию одного из лучших в стране. И как справедливо заметил ведущий концерта и собственно продюсер джаз-фестиваля Юрий Льноградский, по-хорошему фестиваль должен был быть посвящен памяти Давида Абрамовича.

Однако почему обнинская публика в большинстве своем буквально пролетела мимо кассы ГДК? Объяснений тому несколько, и каждый вправе выбрать наиболее убедительное.

Привыкшую к Недостаточная реклама – ничего кроме скромной афиши на фасаде ГДК о грядущем джазе не сообщало. Впрочем, Виталий Пикалов уверял, что сами организаторы отказались от массированной рекламы, сказав, что им Интернета вполне достаточно.

Сам вид афиши сбивал с толку. Особенно если едешь на маршрутке и на ходу пытаешься прочесть буквы, то название джаз-фестиваля «МузЭнергоТур» воспринимается как какой-нибудь «ГазЭнергоБанк» или «МонтажСпецСтрой». В общем, не джазовое это слово. Так фестивали не называют.

ГДК – место, джазом и его поклонниками не намоленное. В массовом сознании интеллигентных обнинцев ГДК и джаз есть вещи несовместные. Тот же Обнинский джаз-клуб в последние годы тоже ограничивал свою рекламу аскетичными афишами на автобусных остановках, однако зал в ДК ФЭИ всегда был полон. Потому как свято место пусто не бывает. Точнее, не было. Сейчас в ДК ФЭИ свадьбы играют.







Однако, ближе к джазу. В тот день на сцене ГДК выступили семь зарубежных коллективов: музыканты из Дании, Норвегии, Франции, Испании, Швейцарии, Голландии и Пакистана три часа без перерыва играли авангардный джаз. Выступления групп прослаивались устными анонсами Юрия Льноградского – он деликатно, стараясь не обидеть неискушенную публику, обаятельно и увлекательно готовил ее к очередному музыкальному номеру. Впрочем, всякий раз ведущий и сам не знал, какую музыку будут играть те или иные музыканты – в традициях фестиваля их постоянное «перемешивание», что способствует спонтанности выступления. Иными словами, всякий концерт является премьерой – он не похож на то, что было днем раньше. К слову сказать, на два с половиной месяца пути у музыкантов запланировано 80 концертных остановок, одна из которых уже пришлась на Обнинск.

Дело в том, что джаз-фестиваль «МузЭнергоТур» передвижной, как цирк шапито. Идейно родившись в атомной Дубне, он с 2013 года курсирует автобусом от Дубны через Москву до Владивостока, попутно музицируя то в больших залах, то на скромных площадках. По словам Юрия Льноградского, всего в проекте «джаз-шапито» занято порядка 80 музыкантов, среди которых много звезд и мэтров европейского джаза.

Еще ближе к джазу. Написав эту фразу, я с испугом вспомнил слова Фрэнка Заппы: «Писать о музыке – это все равно что танцевать об архитектуре». Тем не менее, попробую «станцевать» хотя бы в общих чертах.

Джаз, как уже было сказано, исполнялся авангардный. В этом джазе, слава Богу, не было пресловутого свинга, но зато были драйв, грув и даже пёр. Первыми на сцену вышел квинтет SPINIFEX из Амстердама. И хотя музыку коллектива позиционируют как «смесь авангардного рока и свободного панк-джаза», играли парни что-то до приятной боли знакомое, напоминающее эксперименты все того же Фрэнка Заппы. Три навороченные, казавшиеся бесконечными композиции, что называется, снесли у зрителей крышу – я не слышал раньше, чтобы джазу как таковому столь единодушно и слаженно аплодировали. Впрочем, пока Юрий Льноградский рассказывал о следующем коллективе, из зала навсегда удалились две женщины — видимо, это были поклонницы диксиленда, попавшие на концерт по недоразумению.

Кто еще запомнился? Запомнился испанский гитарист-виртуоз Angel Ontalva. Играл он не пошлое фламенко, а задумчивый и медленный фри-джаз в духе вечного сидельца Роберта Фриппа. Помогали испанцу пятеро музыкантов, один из которых, французский гитарист Alain Blesing вместо гитары извлекал странные звуки из ноутбука Apple, а датчанин Daniel Herskedal играл на… тубе.

Про феноменального испанца я успел потом прознать у Google’а – в активе Angel Ontalva несколько сольных альбомов плюс участие в группе October Equus, развивающей во внятной форме музыкальные идеи позднего King Crimson.

Запомнился молодежный коллектив из Дании под названием SVIN (оказывается, на языке Гамлета это слово означает то же, что и по-русски). Свое выступление музыканты начали с бесконфликтного лаунжа и закончили энергичным фанк-джаз-роком. Публика кричала «браво»!

Не забыть и команду SCIENCE FICTION THEATER из Швейцарии под руководством саксофониста Кристофа Граба, который, как выяснилось, по совместительству работает профессором в Университете искусств Цюриха. Профессор оказался веселым малым – эксцентричный джаз в исполнении швейцарцев чем-то напомнил музыку Александра Зацепина к комедиям Леонида Гайдая.

В принципе, запомнились все коллективы. Музыканты играли не для денег, а ради самой музыки. Играли свободно, держались на сцене без пафоса – европейцы, все-таки. Гитарист из Дании вообще вышел на сцену в носках.

Но больше всего запомнился сам фестиваль как факт – явление для Обнинска сколь уникальное, столь и ошеломительное. Никто из зрителей, кроме двух упомянутых выше женщин, из зала не ушел – три часа пролетели незаметно. Как жаль, что вас там не было! Это было очень круто!

P. S. Допускаю, что разбирающийся, казалось бы, только лишь в фольклорной музыке Виталий Пикалов рисковал, давая согласие на авангардный «МузЭнергоТур». Но видимо, его опять не подвело чутье антрепренера. Так что за концерт ему пятерка с тремя большими плюсами. Если дело и дальше так пойдет, то ГДК вскоре станет джазовой сценой Обнинска. Если, конечно, свадьбы там играть не будут. А то опять пролетим мимо кассы.

Сергей Коротков

Фото: Владислав Барыкин

9 комментариев

Glebbo
Я бы пришел, если бы знал что он будет. И ведь в Обнинске был две недели, претензии организаторы должны предъявлять к себе, надо же как то оповещать людей. Наверняка не я один такой...)
beholder
Джаз — американская музыка. Наши люди такое не должны слушать. Ну если они патриоты, конечно. Тем паче националисты:)
SgtPepper
Интернет — американское изобретение, далее — по тексту =)
vashchenkov
Может не слушать ещё Шуберта, Баха, Моцарта?
beholder
Бе-бе-бе вам, Алекс и Серж:)
vashchenkov
beholder
После послушаю и посмотрю. Наверняка красиво. Но плюсую уже сейчас:) Надеюсь, там не подстава какая-нибудь ;)
old_pergunt
«Шумовая музыка джаст». Н.С. Хрущев ©
Natalija
Перед концертом мужик на губной гармошке по двору ходил, репетировал)) я наслушалась! Аотом во двор саксофонист вышел, еще послушала)) вот и концерт!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.