Провинция.pro №22 от 23 декабря 2013 года



Ирония судьбы, или Синдром выученной беспомощности

Вот и Новый год. Близятся долгожданные праздники, зимние каникулы, дружеские застолья. Аромат мандаринов, красиво наряженная ёлка, традиционный оливье и охлаждённое шампанское и, конечно же, «наше всё» – «Ирония судьбы, или С лёгким паром»…
Если честно, надоело. Не то чтобы нам не нравятся праздники, тем более новогодние, но с возрастом ожидание чуда убавляется, а заменить его, оказывается, нечем. Может, поэтому и пьём, чтобы побыстрее впасть в детство и избежать страха перед очевидностью – никакой он не «Новый» этот наступающий год, и всё будет по-прежнему. Это лицемерное раздвоение: ожидание чуда и пошлая правда жизни – основной мотив программного новогоднего произведения Эльдара Рязанова. Фильм ознаменовал собой апофеоз эпохи брежневской стабильности (впервые он был показан 1 января 1976 года) и полюбился россиянам (единовременная аудитория фильма составила 100 миллионов зрителей) за чудесную возможность альтернативного варианта своей судьбы. Мужчины, понятное дело, сразу «пошли налево» и сделали свой выбор в сторону надежды – Нади. Но и женщины тоже предпочли «журавля в небе» – неочевидного романтика Женю вместо основательного, но номенклатурного Ипполита. Но почему нам предлагается всё время выбирать из двух зол меньшее? Мужиков не жалко, как говорится, сами виноваты, а вот женщинам каково метаться из крайности в крайность: либо занудный управленец, либо пьяненькая задушевность. Вроде фильм о чуде, но всем понятно, что никакого чуда не будет – Лукашин раздолбай обманет свою (и нашу) Надежду к следующему же Новому году. Чудно получается – в России, чтобы найти судьбу, обязательно надо быть в бессознательном состоянии – «бухать»! Вы скажете, непредсказуемость Лукашина – реакция на советскую системность. Тогда почему блокбастером нынешнего года стал «Географ глобус пропил», получивший четыре премии на «Кинотавре»? Главный герой фильма – учитель географии – «всю дорогу» выпивает, причём вместе с учениками. Выходит, ничего не изменилось, и что хуже – не изменится? По-прежнему наша история зависит от географии.

Эльдар Рязанов сыграл камео (незначительные эпизодические роли) почти в каждом своём фильме. Однако ничтожность этих ролей обманчива: своим появлением автор явно стремится сообщить что-то важное зрителям. Например, персонаж, проспавший на боку бегемота в фильме «Гараж», проворонил свою судьбу и вытянул «неудачный» жребий. В «Иронии судьбы» Рязанов сыграл попутчика Жени Лукашина, эдакого положительного (в очках и с книгой) итровца – золотую середину между слишком эмоциональным Лукашиным и чересчур сдержанным Ипполитом. Рис. Виктор Цюра

Зависимость – ключевое понятие. Нежелание самостоятельно принимать решение, игнорирование сложности жизни, систематические пропуски её уроков, зависимость от эмоциональных поглаживаний близких и популистского мнения руководства, легкомысленность и безответственность киношных героев – вот и вся ирония нашей судьбы. Кстати, «ирония» переводится с греческого как «притворство».

А мы, зрители, как созависимые, бездумно перенимаем этот сценарий, радостно погружаясь в мнимую приятную атмосферу влюблённости и эротических переживаний, опьянения и переедания, шопинга и игромании – всего того, что на языке психологии называется «безвредной» аддикцией и напрямую связано с развитием синдрома выученной беспомощности. Причём последними двумя зависимостями (шопингом и игроманией) уже вполне больны и наши дети. По данным психологического тестирования, только 2 из 70 испытуемых подростков смогли на протяжении нескольких часов пробыть наедине с собой и заняться чем-то, кроме гаджетов: плеера, планшета, смартфона. Виноваты в этом созависимые родители, постоянно страхующие своих чад. Очевидно, что защита и покровительство требуется зависимому и беспомощному человеку, которому нужно, чтобы кто-то сильный оборонил его от жизни и принял решение за него: начиная с перекладывания ответственности на близкого человека (муж, жених, родители, учителя, начальство), заканчивая подсказками астрологических гороскопов (год лошади, знак – скорпион). Парадокс «выученной беспомощности» заключается ещё в том, что болезненно зависимыми становятся вполне здоровые люди, привыкшие к избыточному комфорту и излишней опеке, в то время как игнорируются действительно нуждающиеся в помощи: инвалиды, престарелые, бездомные. Вдумайтесь, в мировом рейтинге благотворительности Россия находится на 138 месте. В Европе и США систематически участвуют в благотворительности от 40 до 60% населения, в отличие от «беспомощных» россиян (8%).
Провожая старый, и встречая Новый год, обращаясь к нашим дорогим читателям (и к старшим, и к младшим), мы хотели бы избежать формальных слов – «дежурных» пожеланий здоровья, благополучия и счастья. Мы желаем вам действительно новых чудес – самостоятельности и способности любить. Отодвиньте тазик с оливье, не торопитесь откупорить очередную бутылку шампанского (кстати, скорость вылетающей пробки – 80 километров в час – будьте осторожны), отложите планшеты и ноутбуки, выходите из дома на саночные горки и лыжные трассы, в театры и кино. И не забывайте, что новогодние праздники, начиная с католического и заканчивая нашим православным Рождеством,– традиционное время благотворительности, заботы и памяти о тех, у кого праздничный стол и новогодние подарки скромнее, а то и вовсе отсутствуют. Да, вот ещё. Поднимая бокалы, помяните незабвенного Ипполита – актёра Юрия Яковлева*. Хороший был человек.

*Юрий Яковлев умер 30 ноября 2013 года.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.