Йога и пилатес: найди 10 отличий

Я учусь второй год на учительском курсе йоги по методу Б.К.С.Айенгара и уже три года плотно варюсь в этой теме (и более 9 лет в пилатесе) и смело могу заявить, что пилатес и йога – как две грани одного алмаза, у них много общего, но и они расходятся во многом, и то что их объединяет – это работа с нашим телом через разум.

-



Но если обыватель скажет заядлому адепту йоги, что пилатес – это ее разновидность, то нагнетет на себя гору критики, хотя йогин, по сути, должен быть спокоен и уравновешен как Будда. Во-первых, в пилатесе «перенапрягают» (по мнению йогов) живот и горло, что уже нарушает равновесие в теле с точки зрения философии йоги, что создает дисбаланс в сторону напряжения, и не происходит должного для медитативного состояния расслабления. Во-вторых, в пилатесе начинают работать из «центра» к периферии, в йоге, наоборот, утонченная чувствительность стоп и ладоней включает ноги и руки, и они соединяются в позвоночнике и центре. Айенгар называет руки и ноги кармендриями, то есть органами действия, создающими судьбу человека, но если говорить о телесном уровне, то руки непосредственно влияют на верх спины, а ноги на низ, и в выстроенных асанах прорабатывается весь позвоночник при его непременном вытяжении.
К тому же стремится и пилатес, но все действие начинается из центра тела – из «powerhouse» или энергетического центра и там же находится и центр тяжести тела (на уровне 2 крестцового позвонка или низа живота, к слову, там же расположен нижний дань тянь – энергетический центр в цигуне). И если современные методики пилатеса часто уходят на глубинный уровень проработки мышц-стабилизаторов, стараясь отключить сознательно двигательные мышцы и включить в работу глубокие слои, то оригинальный пилатес более агрессивен по своей физической составляющей и предлагает упражнения, воздействующие одновременно на крупные группы мышц при филигранной работе стабилизаторов. Только все ли могут обнаружить свои стабилизаторы в такой комплексной работе? Большинство клиентов ходят как в скафандре, поэтому и придумали современные ученые техники движений, изолирующих крупные мышцы (двигательные) от мелких и глубоких (стабилизаторов).

Йоги же приходят к стабилизаторам чуть позже, осознавая их в правильных выравниваниях, а сначала учат новичков снимать «панцирь» через пальцы рук и ног, что тоже вполне оправдано, ведь чувствительность на кончиках пальцев гораздо выше, чем, например, в ягодицах или широчайшей мышце спины.

Почему же обыватель считает похожими пилатес и йогу? «Встречают по одежке», а в нашем случае, по форме упражнений. При невероятной похожести форм, йога и пилатес все же далеки в сути движений, выполняемых в этих формах. Возьмем, к примеру, мостик на лопатках (кстати, упражнение, известное всем из утренней гимнастики в советские времена). В йоге его (см. фото «поза Чатуш Падасана») выполняют в комплексе прогибов и делают акцент на максимальном подъеме таза и прогибе в грудном отделе позвоночника при сохранении раскрытой грудной клетки. Эта форма готовит к перевернутой позе «сарвангасана», учит поднимать ребра выше и вытягивать шею, чтобы не повредить ее.

-

В пилатесе мост (см. фото «плечевой мост») поднимают не так высоко – до уровня горнолыжного спуска«, то есть в положение одной линии от коленей до плеч, удерживая при этом подтянутый центр, удлиняя поясницу (справедливости ради, стоит отметить, что и йоги удлиняют поясницу и неизменно включают стабилизаторы таза для ее безопасности). Причем версии мостика в пилатесе могут иметь целями и проработку навыка сохранения нейтральной спины при подъеме и опускании таза, и использовать артикуляцию для увеличения подвижности позвоночного столба, а также развивают навык стабилизации таза при отрывании одной ноги от пола (в более продвинутых версиях). Йоговский мостик тоже может уходить в продвинутые варианты, но с поддержкой под таз, и превращаться в полную версию позы Випарита Карани, но опять же похожи формы, а суть различна.

И как объяснить такое поразительное сходство форм, мог ли Джо Пилатес изучать йогу? С этим вопросом я обратилась к Чаку Рапопорту, личному фотографу Джозефа Пилатеса. Они познакомились в Нью-Йорке в 1961 году, Чак был приглашен для фотосессии, и даже сам позировал с ним, хотя опыт его тренировок был невелик. Чак (как и некоторые ученики учеников Джо) отмечают, что он не упоминал о йоге ни разу, и в США в то время о ней не было слышно так широко, как сейчас.

Чак предполагает, что он мог быть знаком с учением йоги через индийцев, которые заполнили улицы Лондона в начале 20 века, когда Индия находилась под влиянием Великобритании, и перемещение из Лондона в Бангкок или обратно не представляло сложностей для среднего англичанина и индуса. Правда, отрицает возможную совместную интернацию в английском плену (во время Первой Мировой войны) с мастерами йоги, поскольку Индия была союзником Англии. Однако перед войной он мог познакомиться с индийскими „штучками“: коллега из Нью-Йорка Шари Берковиц напоминает, что Джо выступал в составе цирковой труппы и разъезжал по городам Британии с выступлениями, там он и мог работать вместе с индийскими магами, чьи выступления со змеями и в качестве „человека-змеи“ были очень популярны в то время.

Таким образом, вероятность знакомства Джо с восточными веяниями, будучи в Европе, существует, но после пересечения Атлантики он уже имел разработанную систему упражнений, и ученики ни разу не слышали от него упоминаний о йоге и не видели книг, это факт! Чак объясняет сходство форм тем, что обе методики работают с телом, и логично, что варианты движений тела не бесконечны, и Джо как изобретатель и инноватор просто пробовал все модальности движений и открыл позы, похожие на йоговские по форме, но разные по содержанию.

Что же касается философии йоги, то Джо вряд ли можно назвать смиренным йогином: Чак выложил в фейсбуке фото с его татуировками, все, кто его знали лично или по рассказам, припоминают, как он курил трубку и пил виски, а также мог употребить крепкое словцо и стукнуть палкой ученика, чтобы тот четче исполнял упражнение. Так что до Будды ему было далеко :)

Заметим любопытный факт: пилатес и йога (как современное повальное увлечение масс американцев и европейцев в большей степени, чем самих индусов, на самом деле) развивались и росли вместе. Джозеф родился в 1883 году, а Кришнамачарья (учитель основоположников двух ветвей йоги – метода статичных асан с внутренней динамикой от Б.К.С.Айенгара и динамичной йоги от Шри Патабхи Джойса) урожден в 1888 году. Известно, что их учения зрели в начале XX века и оттачивались лишь их отобранными учениками, а вирусоподобное распространение получили лишь в последние 20-30 лет, благодаря все той же глобализации, интернетизации и массовому ускоренному перемещению людей и информации в пространстве.

И еще одно отличие методик: как заметила коллега из США, в йоге мы начинаем комплекс упражнений стоя и заканчиваем сидя и лежа, а в пилатесе наоборот – начинаем лежа и встаем в конце, чтобы соединить отработанные навыки в сложно-координированных движениях.

Так что пилатес – это не вид йоги, как думает обыватель, и йога никак не связана с пилатесом, разве что оба этих метода помогают мне и моей спине чувствовать себя отлично! Правда, я не могу их смешивать даже в один день, и поэтому практикую отдельно, поскольку сосредоточенное и умиротворенное состояние (ну почти самадхи) после йоги никак не дает мне взбудоражить сознание для энергичного урока пилатеса. А как у вас?

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.