Нарисуем - будем жить!

С тех пор, как в Боровске появились настенные росписи Владимира Овчинникова, городу не устают придумывать всё новые и новые названия и сравнения: «Параллельный город», «Нарисованный город», «Музей под открытым небом». Сравнивают с русской матрёшкой, намекая на некий «город в городе»…

А может, так оно и есть? Ты приезжаешь в один город, а попадаешь сразу в два. И эти два города делят между собой одно пространство. Однако они не только не пересекаются, но имеют разные временные координаты.
На мой взгляд, в росписях Владимира Овчинникова содержится огромное количество временных пластов. Говоря языком фантастов, художник открыл временной портал, через который можно выйти в ту или иную точку исторических событий.
Боровск вообще город-загадка. Здесь завязывались узлы многих важнейших событий, жили и работали люди, чьи научные труды и открытия имели большое значение для всего человечества. Но и художник – личность не менее загадочная. Слишком много «реперных» точек в его душе, ведущих автора вглубь веков, к корням собственного рода, к моменту исторических событий…

автор за работой на фоне картины «В пути»

В 2013 году администрацией Боровского района принято решение о восстановлении и охране фресок Владимира Овчинникова, которые делают Боровск таким неповторимым и привлекательным для туристов.
Буквально на днях под патронажем министерства спорта, туризма и молодёжной политики Калужской области, туристический информационный центр «Калужский край» издал альбом, посвящённый истории Боровска, настенной живописи Владимира Овчинникова и стихам Эльвиры Частиковой. И вся эта роскошь называется «Нарисуем — будем жить!»
Великолепно иллюстрированный альбом сопровождаются информационным списком фресок и адресами их «прописки». Позаботились издатели и о том, чтобы любители попутешествовать знали об основных достопримечательностях района и области. А об истории города и создании настенных росписей рассказала статья Евы Николаевой и, приведённое ниже интервью, которое даётся с поправками на сегодняшнюю ситуацию…

— Владимир Александрович, если не ошибаюсь, это уже третий альбом о настенной живописи. Но… «если звёзды зажигают, значит – это кому-нибудь нужно?»
— Многим приезжающим в Боровск, интересно знать его историю. Спрашивают, нет ли какого-нибудь альбома или буклетика на память. А всё, что вышло ранее, давно разошлось.
— Размышляли ли вы когда-нибудь о том, чем притягивает вас Боровск? Не кажется ли вам, что в Боровске существует особая временная зона, позволяющая совершать путешествия в прошлое?
— Есть понятие «аура места». Вы говорите об особой временной зоне. Для Боровска эти понятия, прежде всего, ассоциируются с его богатым историческим прошлым, позволяющим путешествовать во времени, познавать историю и одновременно себя. Любителей исторических путешествий тем и привлекает наш город. Я проникся историей этого места, как никакого другого, именно потому, что живу здесь. Аура места или временная зона вряд ли существуют сами по себе как некая субстанция. Скорее, это часть нас, и тем определённее она, чем больше мы знаем место и историю, с ним связанную.
— Вашу настенную живопись, украсившую Боровск, многие воспринимают как заморскую невидаль. Вспоминают Мексику, США, Грецию, Италию. Действительно, фрески в русском экстерьере – не самый распространённый вид живописи.
Какие цели преследовали вы, когда брались за такую сложную работу?

— Никакой сверхцели поначалу не было, просто хотелось сделать город поинтереснее для горожан и при этом ещё и удовлетворить свою внутреннюю потребность в творчестве. Понимание значимости настенной живописи менялось в процессе работы. От пейзажей в самом начале перешёл к историческим темам. Осознал, что искусство, претендующее на внимание всех без исключения жителей и приезжих, должно включать элемент познавательности и нести в себе достаточно высокую, значимую идею.
— Знаю, что многие ваши картины погибли. Были уничтожены самым варварским способом: одни испортили вездесущие граффитчики, другие замазали
— Оценка настенной живописи зависит от индивидуального уровня интеллектуальной подготовленности к её восприятию. К сожалению, у власть имущих и у подростков-граффитчиков уровень, зачастую, совпадает.
— Рассуждая о ваших работах, нельзя не обратить внимание на их яркую отличительную особенность. В них присутствует слово. А именно — поэзия вашей супруги Эльвиры Частиковой.
Какую цель, вы как авторы преследовали, объединив свои творческие усилия в одной точке пространства?
— Мы объединили свои возможности в одной точке пространства ради большей выразительности. Россия ведь – страна Слова. И нигде в мире настенные росписи не сопровождались стихами. Кому, как не нам, – начинать? Раньше на этих же стенах, глухих, грязных и обшарпанных, писались другие словечки и ставились другие цели нашими земляками: наглые и хулиганские. Сколько можно шокировать людей?! Пора бы уже заговорить стихами самой читающей стране в мире. И, знаете, стены «заговорили», к тому же мы не предлагали поэм, а ограничились малыми формами поэзии. Лично мне не раз наизусть цитировали стихи, сопровождающие мои росписи. Значит, идея пришлась по душе.
— Глядя на ваши картины, вспоминаешь и народный лубок, и примитивизм, и иконопись. А как считаете вы, чего в них больше? А, быть может, есть ещё что-то, чего я не заметила?
— Не знаю, чего больше. Я ведь учитывал вольно или невольно весь свой предыдущий опыт. С примитивизма начинают все. Но в период работы над фресками мне пришлось писать и собственно иконы, которые и ныне живы на фасаде Ермолинской церкви, расположенной в пятнадцати минутах езды от Боровска. Но этот вопрос глубже моего ответа, надо бы спросить искусствоведов (правда, искусствоведение не наука, а сплошной субъективизм, как, собственно, и само искусство, порою даже и вообще… так – игра).
— Что вас больше вдохновляло во время работы над росписями: современные или исторические образы и темы?
— Второе, оно было принято изначально. С темами современными слишком сложно из-за столкновения интересов. Кого-нибудь да заденут. В одной работе я использовал образ действующего губернатора. Тут же появился мэр, вызвал маляров, замазали. Тем не менее, современность тоже присутствует: нынешние жители города появляются в собственных окошках – нарисованных, конечно, на воротах возле домов, обозначая вторую реальность…
— Известно, что ваша супруга всегда поддерживает ваши творческие замыслы. А ваши дети и друзья, как они относятся к столь необычному хобби?
— Дети — индифферентно, друзья – по-дружески (т.е. хорошо), на то они и друзья. Кстати, многих я приобрёл благодаря нарисованному городу, который поманил их в дорогу. Прорезались и одноклассники, и однокурсники, и коллеги по работе, с которыми развело нас время и расстояние. А настенная живопись вновь объединила.
— Замечательно! Только ради этого стоило всё затевать.
Однако, насколько я знаю, выход очередного альбома не исчерпал проблем, связанных с вашими дальнейшими планами по росписи города?

Разумеется. Наше виденье Боровска с бывшим мэром города всегда было диаметрально противоположным. Ещё в 2006 году меня оштрафовали, как хулигана за «Глобус Боровска», а прочиновничьи газеты запестрели статьями, в которых мне было отказано в чувстве меры. Многие работы были закрашены. Я и сегодня не могу найти понимание у директора музейно-выставочного Центра и градостроительного Совета Боровска. Замечательная, на мой взгляд идея, оформить пустующую глухую стену музея росписью (в масштабе один к одному) бывшей здесь ранее церкви Всех Святых, встречает такое же «глухое» сопротивление. Церковь частично снесли, а вместо прекрасного фасада церковной архитектуры возвели глухую стену, которую в народе называют «стеной плача». Смешно, но отказывают, ссылаясь на «подрывающие основы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения». Самое интересное, что мой проект встретил поддержку и понимание в министерстве культуры области в лице министра А.Типакова. У меня и письмо за его подписью есть. И абсолютно идентичная проблема с идеей росписи глухой стены Дома культуры. С 2005 года я пытаюсь оформить её художественно, подготовил эскизы. Сегодня принято решение об охране и восстановлении фресок. Но прошло полгода, а далее составления протокола решения дело не дошло…

Н.Никулина

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.