«Отечество монахов – небеса…»

На суперобложке этой книги с надписью, вынесенной в заголовок статьи, на фоне тёмно-голубого, чуть в кучевых облаках неба снятые в нижний торец монастырские ворота. На створках кресты, а вдали золотистая листва. Представляю читателю книгу «Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь».
Издание подарочное, квадратного формата, на лощёной бумаге. На тёмном фоне основной обложки золотом написано название книги (равно монастыря) и помещена небольшая цветная зимняя фотокарточка белеющего Никольского храма. Возникает ассоциация с белым платьем невесты.

Книга напечатана «по благословению Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского» в Москве в 2007 г.* тиражом в 3000 экземпляров. И заявлена как литературно-художественное издание. Можно даже сказать, что это не книга для повествовательного чтения, а фотоальбом с пояснениями и церковной лирикой. Ряд фотографий – просто произведения искусства. Чувствуется, что в издание вкладывался не только профессионализм, но и душа.
Кратко о содержании. Точная дата основания монастыря не известна, но предание гласит, что в ХIV веке удельные князья Оболенские построили в Малоярославце церковь во имя Святителя Николая. Обитель же была основана в начале ХVI столетия, уже после присоединения города к Московскому княжеству. Тогда возвышенность, занимаемая монастырём, была с трёх сторон окружена рвами и покрыта высоким чёрным лесом, отчего получила название Чёрного острова. Пару веков монастырь был малоизвестным и даже выводился в заштатные, т.е. переводился на самообеспечение и упразднялся. Восстановление и подъём его непосредственно связаны с купцом Терентием Целибеевым, оставившим братии всё своё состояние. 12 октября 1812 г. монастырь, находясь в центре сражения с наполеоновской армией, был сильно разрушен. На восстановление его и строительство Никольского собора (архитектор точно не установлен) жертвовали император Александр I, донские казаки атамана Алексея Иловайского, другие участники сражения и местные жители.
В последующем в день сражения был установлен крёстный ход из монастыря и церквей к могилам в нынешнем сквере 1812 г. для совершения панихиды по убиенным православным воинам.
В сентябре 1918 г. на заседании местного уездного исполкома было решено обитель национализировать. В результате были утрачены библиотека, архив, церковная утварь. Последние монахи её покинули в середине 20-х годов. В 1925 г., дабы стереть монастырь с лица земли, Укомхоз принял решение разобрать все монастырские строения на кирпичи. От полного разрушения обитель спас Н.П.Ильин, член Калужского общества истории и древностей, в последствие репрессированный.
Затем там разместился педагогический техникум, а в1932 г. молодёжь провела под стенами антипасхальный карнавал. В 1939 г. в монастыре открыли музей 1812 г. После войны музей перебазировался в часовню, а обитель заселили жителями. В разное время их дополняли педагогический и библиотечный техникумы, шахматный клуб, художественная школа, строительные организации.
В 1991 г. монастырь передаётся Калужской епархии, в следующем году в него прибывает настоятельница Николая (Ильина), а в 1993 г. он переводится в статус женского. В 1994 г. открыт детский приют «Отрада». «Восстановление же разрушенных зданий пошло на удивление быстро: хотя и не было постоянных ктиторов и спонсоров, чудом находились средства, так что совершенно явной стала помощь небесного покровителя обители и заступника детей – святителя Николая».
26.06.99 г. монастырь посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2000 г. президент В.В.Путин вручил в Кремле игумении Николае орден Дружбы. 7.01.02 г. воспитанницы приюта «Отрада» показывали рождественский спектакль В.В.Путину. В августе 2003 г. был открыт новый корпус детского приюта.
В монастыре 80 сестёр и 58 воспитанниц (от 2 до 17 лет). Подъём в 5 утра, в 8.30 колокольный звон, трапеза является продолжением богослужения. Монастырь ведёт своё хозяйство: огород, теплица, коровник (10 коров), пасека, швейная мастерская по пошиву духовной одежды и церковных облачений. Сёстры и воспитанницы занимаются иконописью, росписью храмовых стен, вышиванием (в т.ч. икон).
Воспитанницы занимаются в гимназии при монастыре с получением государственного аттестата о среднем образовании. Изучают греческий и церковно-славянский языки, в их распоряжении компьютерный класс. Учатся стихосложению (книга насыщена церковной лирикой). Детский хор в 2002 г. получил премию фонда «Русское исполнительское искусство», а в 2006 г. занял первое место на ХVIII международном фестивале православной музыки. В обители сочиняются пьесы, по которым ставятся спектакли. Представления показывают гостям, а также ездят с ними по стране. Также написано, что в обители нет телевизора и развлечений.
Вместе с тем, при внимательном прочтении приходишь к выводу, что сей монастырский панегирик вряд ли стоит рассматривать как полную и достоверную историю обители. Скорее всего, это и правильно, у этой книги другая задача – прославления и рекламы.
На отдельных моментах следует остановиться.
Авторы книги ставят на одну доску масонское наполеоновское нашествие, гитлеровский фашизм и советское безбожие. Вообще в России даже императоры состояли в масонской ложе и даже генерал-фельдмаршал Кутузов — победитель французов.
Также утверждается, что произошло «настоящее чудо: образ над вратами монастыря „Спас Нерукотворный“ остался невредим, хотя всё вокруг было испещрено ядрами и картечью». Ниже уточняется, что французскими. Однако, как пояснили сотрудники музея 1812 г., монастырскую фортецию заняли и стойко обороняли наполеоновцы, а русские ходили на приступ и лик Спасителя по сохранившимся свидетельствам участников того сражения был еле виден. Так что стрельбу по монастырским воротам вряд ли исторически достоверно приписывать завоевателю.
Ещё написано, что в трёх курганах-могилах было похоронено 8 (восемь!) тысяч только русских воинов. Вместе с тем, историки (включая музей 1812 г.) оценивают общие наши потери в сражении приблизительно в 7 тысяч убитыми, раненными и пропавшими без вести. Конечно, значительная часть раненых при той медицине умерла от кровопотери, болевого шока или гангрены. Но в курганах-могилах только около полутора тысяч, и чем больше кто-то будет вольно или невольно рисовать цифру потерь, тем острее будет последующие поколения колоть вопрос, где упокоены остальные, почему не сберегли захоронения. Но в книге сообщается, что «у башни-часовни… покоятся найденные на территории монастыря безымянные останки защитников Отечества, павших при Малоярославецком сражении в 1812 г.» И добавляется, что по разным сведениям, здесь похоронена не одна тысяча человек. «Человеческие кости сёстры по благословению матушки Игумении складывали в часовенку, где поставили для этого гроб».
Дальше — больше. Недавно «Малкрай» опубликовал перепечатку из «Московских новостей» без указания даты и номера газеты. Вот отрывок: «Сестры монастыря рассказывают, что в процессе его восстановления находились ядра, пули и даже человеческие кости. Останки ратников, погибших в кровопролитном бою с наполеоновской армией, обнаруженные на территории монастыря, насельницы относят в отведённую башню крепостной стены. Прихожане уверены, что можно основать монастырский музей».
В музее 1812 г. мне сказали, что при написании книги с ними не советовались, более того там пренебрегают светским музейно-историческим знанием, также о том, что найденные на монастырской территории людские останки скорее всего принадлежат оккупантам. И музейщики советовали попробовать в преддверии празднования 200-летия проинформировать об этом французскую сторону для организации совместного захоронения, однако услышаны не были.
Но, допустим, книжное утверждение о хаотичных захоронениях, о строительстве зданий на могилах, об останках воинов, которые сносятся в башню, верны. По закону воинские захоронения находятся в ведомстве местного самоуправления. Тогда вопрос, куда смотрят наши руководители Ю.В.Осипов, О.В.Малашин, О.В.Цируль и В.С.Волков? Если обнаружены останки воинов, то почему ими занимаются монастырские? Где государство, от которого церковь отделена по закону? Почему останки не преданы земле, как положено с воинскими почестями? Почему на их могиле нет памятника, да и самой могилы нет, а так – какой-то гробик?
Несколько лет назад на всю Россию громыхнул скандал: в Износковском районе обнаружили захоронения что-то около 800 наших воинов Великой Отечественной и кости лежат непогребённые**, т.к. у местной власти нет на это средств (во как реформу местного самоуправления провели!). Тогда губернатор вынужден был объясняться и извиняться, выделили средства из области. Не оскандалимся ли мы подобным образом? Кстати, книгу благословил митрополит Климент. Он её читал? Он согласен с тем, что останки воинов сносятся в гробик, а не преданы земле с почестями?
На стр. 23 помещена фотография старой часовни внизу Интернационального проезда с подписью: «Развалины часовни Святого великомученика Георгия Победоносца, построенной над могилами русских воинов. В настоящее время восстанавливается». Сразу вопрос: строительство часовни НАД МОГИЛАМИ – это осквернение воинских могил или православная традиция? С момента издания книги, в которой заявлено, что часовня ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ (т.е. процесс пошёл) прошло шесть лет. И каждый, подойдя к ней, может убедиться, что он ещё не начинался.
На стр. 24 сообщается, что в документах есть сведения о содержании в монастыре в середине ХIХ века перевоспитывающихся преступников, на которых выделялись деньги. Можно ли трактовать это как использование обители в качестве тюрьмы с целью получения дополнительного дохода? Впрочем, монастыри-тюрьмы – это не диво для России, они были и на Валааме, и в Суздале и пр. А может следует вернуться к тому опыту? Ведь утверждается же, что священники запросто заменят в армии офицеров-воспитателей (по-старому замполитов). А после скандала со смертью Магнитского в следственном изоляторе, ставшего камнем преткновения в нынешних российско-американских отношениях, да с бунтом заключённых в Копейске, разрушившем всю лубочную мишуру вокруг реформы пенитенциарной системы со всей её коррупцией и издевательствами над заключёнными, нашему православному люду больше не на кого уповать, как на матушек и батюшек.
В книге обходится стороной вопрос неудачной первой попытки строительства Никольского собора, что в монастыре во время Великой Отечественной был госпиталь (а это разве не святое дело?), не указано, когда с территории обители переселили горожан, но подчёркивается, что они оставили после себя горы мусора и отходов.
Помню, как в начале нулевых годов мы ходили в монастырь с начальником отдела капитального строительства и архитектуры городской администрации В.П.Доленко, и он мне рассказывал, как много финансово уделял внимания его восстановлению Г.С.Крючков. В частности, шпиль колокольни метнулся ввысь во многом на городские деньги. Но об этом не знают или скрывают даже руководящие монастырские обитательницы. Во всяком случае, ни фамилии, ни фотографии с Геннадием Семёновичем в книге нет.
Надо отметить, что сейчас в книгах встречается масса разного рода грамматических ошибок. О нашем монастыре написано в целом грамотно, но авторов подвёл излишний пафос. Например, фраза «за белыми АЖУРНЫМИ стенами монастыря, Иванов луг». Но в Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова написано, что ажурный – это сквозной, мелкосетчатый. И в качестве примера приводятся женские чулки. Как можно назвать ажурными крепостные (толстые и сплошные) стены, остаётся на совести авторов книги.
Или «Белоснежная обитель на Чёрном острове – как жемчужина в бушующем океане житейского моря». Из курса географии мы знаем, что моря являются частями океанов, здесь же океан является частью моря. А эпитеты только запутывают читателя.
И, тем не менее, листая, рассматривая многочисленные фотографии и читая, приходишь к мысли о справедливости фразы советских времён о том, что книга, в данном случае о Свято-Никольском монастыре, — лучший подарок.
Прочитав название статьи и соответственно надпись на суперобложке книги, кто-то может спросить, мол, монастырь-то женский, почему «Отечество монахов…»? Ответ я нашёл в самом конце фолианта:
Забылся сном ночным усталый мир,
Лишь голос птицы слышится вдали.
Рвёт ветер мантии, летят на Божью службу
Монахи – Ангелы-хранители Земли.
Господь монахам вверил этот мир,
Чтобы спасти людей как можно больше.
И молятся хранители земли:
«Помилуй, Господи, спаси всех, Сыне Божий»,
Отечество монахов – Небеса,
Здесь, на Земле, они лишь служат Богу.
И пребывая в послушании отцам,
Идут Домой тернистою дорогой…

А.Исаченко

Р.S. В музее 1812 г. сказали, что у них такая книга есть, в детской и взрослой частях городской библиотеки книгу видели впервые и рассматривали с интересом. Сотрудник райотдела культуры по библиотекам её также не видела. В книжном магазине на ул. К.Маркса сообщили, что книга у них на продажу не выставлялась, и видят они её впервые (кстати, судя по оформлению и тиражу, её стоимость может превышать тысячу руб.). Так для кого же она напечатана, если малоярославчане как её читатели априори не рассматривались?
Поздравляю всех своих читателей (и почитателей, и в чём-то возражающих, и противников, и равнодушных с наступающим Новым годом и желаю всем БЛАГОполучия.
*Я благодарю за возможность ознакомиться с книгой, но данное лицо не уполномочивало меня называть его фамилию.
**Один из полков 53 стрелковой дивизии пополнялся после освобождения Малоярославца его жителями и воевал как раз в Износковском районе с большими потерями.

-

-

Новости Малоярославца

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.