Другой Малоярославец – 2*

Гордимся ли мы городом, в котором родились, или кто-то (как и я) приехал и живём? По-разному. И степень гордости разная. Но в любом случае, когда в нём долго отсутствуешь, то возвращаешься с радостью по принципу «в гостях хорошо, а дома лучше». Чтобы кто не говорил, но город меняет свой облик, в нём причудливо сочетается старина с урбанизацией. Судя по автомашинам, переполнившим дворы, ремонту многих фасадов старых зданий и строительству новых, растёт и благополучие его обитателей. Но есть сферы городского бытия, о которых помалкивают официальные газеты, которые не затрагиваются в ежегодных отчётах руководителей рай- и горадминистраций. Нет, о них иногда говорят даже на служебных совещаниях или шепотом в народе, но от этого по большому счёту ничего не меняется.

В каждом обществе (рабовладельческом, феодальном, капиталистическом, социалистическом и т.д.) есть асоциальные элементы. Это естественный результат человеческого существования. И каждое общество по-своему с ними работает. В Древнем Риме голоса таких патрициев очень даже пользовались спросом при выборах в сенат, а знаменитый лозунг «хлеба и зрелищ» в значительной степени распространялся и на них. С нищими гражданами в период выборов заигрывали в наших феодальных республиках Новгороде и Пскове. О них писал Виктор Гюго, да и русские писатели в конце ХIХ – начале ХХ веков. К.Маркс даже ввёл специальный термин «люмпены» (с нем. Lumpen – лохмотья) или «люмпен-пролетариат» для обозначения деклассированных элементов в антагонистическом обществе (бродяг, нищих, уголовников и пр.). В большинстве случаев они не имеют никакой собственности и живут случайными заработками. Советская утопия заключалась в твёрдой уверенности, что при социализме их не будет, т.к. исчезнет социальная основа нищенства.
Ещё есть маргиналы. В социальном значении – это лица, утратившие общественный статус. Опять же нищие, бродяги. Но к маргиналам можно отнести и Агафью из «Таежного тупика», и монахов, живущих в скитах, и…
В 70-е годы при советской власти в официальных документах милиции появилась аббревиатура БОМЖ (без определённого места жительства). Вначале 90-х и, особенно с развалом СССР, явление приобрело массовый характер во всех странах СНГ, а слово БОМЖ — распространённым и нарицательным. Оно стало применяться в уничижительном смысле к опустившимся людям, ведущим асоциальный образ жизни. По смыслу бомж – то же, что и бич.
При всех недостатках в советское время существовала достаточно действенная система работы с бомжами: и статьи в кодексах об ответственности за тунеядство, и лечебно-трудовые профилактории, и вытрезвители, и ограничения по продаже алкоголя, и ответственность за самогоноварение, и осуждающая общественная мораль… Потом всё это в освободившейся от «коммунистического ярма» России было объявлено нарушением прав человека, и ликвидировано.
Кто из читателей был в ЛТП? А я был в Воркуте в 1995 г. На экскурсии. Исправляющиеся там изготовляли сетку-рабицу. Потом учреждение сократили и 700 не самых лучших и не самых чистых душ выплюнули в город. И взвыли семьи, куда они вернулись. И десятками стали просить вернуться в ЛТП, т.к. там и харч, и кровать с простынёй, и в бане помоют, и тепло… А на свободе на работу не берут, восемь месяцев в году зима – по улицам не пошляешься, опять же еду воровать надо или по мусоркам собирать.
В Малоярославце был вытрезвитель. Его тоже закрыли, но не потому что выпивохи перевелись, а оптимизировали бюджет. И опять же нарушение прав. И взвыло приёмное отделение ЦРБ вкупе со скорой помощью. Пару лет назад в России на федеральных телеканалах заговорили о необходимости возвращения вытрезвителей, а по областному даже губернатор А.Д.Артамонов задавался вопросом, может быть поторопились закрывать вытрезвитель в Калуге. Про вытрезвители в областной провинции и тогда не вспомнили.
Вот с большой помпой открылся центр «Милосердие». Сам глава администрации А.А.Гейзер там был и ещё много важных товарищей. Инициатору создания Центра В.Ф.Жукову добрые слова говорились. И ведь люди поверили, в том числе и местные бомжи. Кто-то там мылся под душем, кто-то получал одежду секонд-хенд, кого-то кормили. Но как же такое богоугодное дело и без церковного патроната? И вот уже благочинный отец Игорь, старший над всеми приходами (это вроде как сержант в армии – командир отделения), прильнул к Центру, и – помните сказку про избушку, в которую просилась коварная лисичка, а потом прогнала доверчивого зайчика – Виктора Фёдоровича отодвинули. Где сейчас отец Игорь и А.А.Гейзер? И с Центром непонятки. Я когда разговариваю с В.Ф.Жуковым, у него душа рвётся.
Малоярославецкие бичи – они разные и живут по-разному. Кто-то имеет жильё, хоть и в ужасном состоянии и какое-то подобие семьи, кто-то, выйдя из запоя, пытается хоть временно где-то подработать, кто-то пытается лечиться с результатом и без такового, кто-то не имеет ничего, не работает и живёт в компании себе подобных. Ещё есть приехавшие из других мест: деревень, где голодно, а зимой даже помоек толковых нет, кто-то из Москвы приехал, а в столице уже никто не ждет. Есть мужчины в основном в возрасте за сорок, много женщин, а вот те, которые наркоманы – они молодые. Есть и стайки детишек-волчат с воровством и грабежами. У них в стайках законы такие, что неуставные взаимоотношения в армии покажутся весёлой сказкой про волка и трёх поросят.
И вот ведь что удивительно – среди местных бомжей нет гостей из южных республик. Хотя условия, в которых в Малом живут зачастую гастарбайтеры (ночлежки, предложенные руководителями предприятий, на которых они работают) уж очень схожи с обителями бомжей.
Мне рассказывали, что в Клинцах Брянской области привлекают бомжей к уборке мусора и контейнерных площадок. А у нас? Пару лет назад А.А.Гейзер пригласил бомжей облюбовавших Сенную площадь для еды, питья и сна на лавочках, поработать на городское благо с расчётом (сам слышал), но не откликнулись.
А ещё у нас есть цыгане. Их стаи бродят по электричкам, вокруг вокзала – попрошайничество, мошенничество..., но бомжами их не назовёшь, у них всё продумано.
Сколько в Малом бомжей? Кто знает? А кто вообще изучал хоть как-то эту категорию жителей? Конечно, вопрос их социализации сложнейший, тут не отчитаешься мажорно об успехе вроде открытого молодёжного центра. У нас депутаты с городской баней не могут разобраться, до бомжей ли им?
Пытался разговаривать с несколькими бомжами. На контакт не шли, но одного всё же удалось чуть-чуть разговорить. Вначале его лексикон мало подходил для газетной публикации, но по мере беседы слов-паразитов становилось всё меньше. По возрасту ему было к полста, он не назвался, и даже не сказал, является ли урождённым малоярославчанином. Но в том, что он говорил, была тоска по прошлому, в котором были родные и друзья. А ещё стало ясно, что у него нет социально здоровых жизненных ориентиров, и он не хочет в своей жизни что-то менять. Скорее всего, потому что не верит ни единой клеточкой, что изменение возможно. А воли что-то менять не имеет.
Помните Бодрова-младшего в «Брате» приютили бомжи? А сможет ли наше малоярославецкое общество приютить бомжей? А может об этом и думать не надо?

А.Исаченко

Р.S. Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то захотел познакомиться с прославленным магриналом Диогеном, жившим в бочке. Полководец нашёл его в гимназии неподалёку от Коринфа, когда тот грелся на солнце. Александр подошёл и сказал: «Я — великий царь». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок – тому виляю, кто не бросит – облаиваю, кто злой человек – кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое. Добро или зло?» «Добро», — ответил полководец. «А кто же боится добра?» Наконец Александр сказал Диогену: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — попросил Диоген и продолжил греться. Отойдя в сторону Македонский, якобы, сказал окружающей свите: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».

*Статья «Другой Малоярославец» была опубликована в «Шансе» 10.07.2008 г.



заработок на отходах



на остановке на привокзальной площади



опохмелка у Вечного огня



тепловая камера – место ночлежки



А.А.Гейзер предостерегает детей от общения с бомжами на Сенной площади

Читать на сайте Малоярославец — информационный портал

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.