«Мы сожалеем»

Несмотря на острые отравленные стрелы, посылаемые отдельными читателями информационного портала «Шанса» в мою сторону за самопиар и мемуарность, начинаю эту тему именно с себя. Я – крещённый атеист коммунистических убеждений. Осенью 2005 г. «Малоярославецкий край» опубликовал мою большую статью «Надо крепко подумать» о строительстве в городе мечети. Процитирую: «Малоярославчан беспокоит не столько религия (мусульманство – прим. А.И.), сколько политика и возможность её проведения особыми, именно террористическими, средствами. Удивительно, как этого не понимает уважаемый мулла ветеран войны Мизбах Габитов? Если вы ставите своей целью войти в историю как строитель мечети, это одно. Если же строительство мусульманского храма приведёт к нарушению в городе хрупкого межконфессионального мира и к взрыву народного недовольства – это совершенно другое».

-

В ноябре 2009 г. состоялся круглый стол «Ислам – религия Мира» на котором присутствовали представители гор — и райвласти, работники образования и культуры, служители православного культа и инициаторы из мусульманства. Я откликнулся на эту встречу статьёй «Песнь о мечети. Заход второй» («Шанс» от 24.12.09 г.). Опять цитирую: «Нужна ли Малоярославцу мечеть?! У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Но если бы спросили, зачем в городе столько православных храмов, я бы тоже затруднился с ответом. Свобода совести заключается в том, чтобы исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Людям, желающим спонсировать строительство храмов любой направленности, я бы посоветовал построить в Малоярославце детский сад. Это зачлось бы им и на этом и на том свете».
А затем ещё «Шанс» (11.02.10 г.) опубликовал аналитическую статью «Уверуем ли?» с кратким обзором всех городских конфессий.
По-разному, толерантно и не очень, высказывались на страницах «Малкрая» и «Маяка» в отношении строительства мечети и другие жители, в т.ч. православные клирики. Казалось бы, всё ясно и что тут ещё воду в ступе толочь? Ан, не всё так просто. И элементарная справедливость (в данном случае речь об объективности) требует предоставить слово и второй стороне, именно мусульманской прослойке малоярославчан. Этого, кстати, требует и закон России о свободе совести, провозгласивший равенство всех религий. С этой целью читателям предлагаю интервью с председателем Местной религиозной организации мусульман города Малоярославца Калужской области имам-хатыбом Р.Р.Баткаевым.
А.И. Для начала, Ринат Растямович, я предлагаю представить вас нашим читателям. Расскажите о себе.
Р.Б. Я родился в 1975 году в Ленинградской области в семье офицера железнодорожных войск. Отец умер, когда мне было семь лет. У меня есть младшая сестра. Корни нашей семьи из Пензенской области, родители жили в одном селе, дед был муллой и прадед. В 1869 году прапрадед совершил хадж в Мекку, а в 2005 году я сам совершил паломничество. По окончании пензенского государственного университета я получил специальность «управление промышленным производством». В 2011 г. окончил Московский исламский колледж. Постоянно проживаю в Москве. Жена – татарка из Малоярославца, у нас дочь. В марте 2009 г. в духовное управление пришло письмо от малоярославецких татар, которым не разрешили в 2005 г. строить мечеть, с просьбой помочь организовать в городе общину. Мой предшественник, имам Мизбах Габитов – фронтовик, ветеран – умер в 2006 г., тяжело переживая этот отказ. Так как моя жена из Малоярославца мне предложили туда поехать, и я согласился.

А.И. Каковы были ваши первые шаги на малоярославецкой земле?

Р.Б. 3 июля 2009 г. прошло первое Пятничное богослужение. Верующие тогда атаковали меня предложениями о строительстве мечети. Пришлось их убеждать, что в начале надо создать общину, а потом заниматься храмом. Тогда же подали документы на регистрацию общины как юридического лица. В январе 2010 г. получили свидетельство о регистрации, а до этого работали в формате религиозной группы. Важно подчеркнуть, что нашу религиозную группу проверяла прокуратура, и воскресную школу проверяла – изъяли книги, учебную программу, затем всё нам вернули. Я служу в Малоярославце по пятницам и субботам. Основные формы деятельности такие:

— Пятничная молитва джума-намаз (у иудеев в субботу — шабад, у христиан — воскресное богослужение) по канону должна проводиться имамом обязательно в мечети. Если нет культового сооружения, то Пятничная молитва все равно будет проводиться: в поле, в гараже, в подвале, в арендованном офисе*;
— воскресная школа по программе начального религиозного образования. Два года обучения в школе – обязанность каждого члена общины независимо от возраста (от 8 до 74 лет). Вначале у нас было 15-20 учеников, а на новый год по программе второго курса будет 10 человек, занятия проводятся с сентября по май;
— обряды жизненного цикла (рождение, похороны, бракосочетание, поминальные мероприятия и пр.).
Ещё мы проводим ежегодно два праздника. Ураза-байрам, который завершает месяц Рамадан. И Курбан-байрам — праздник, символизирующий прощение Аллахом греха Адама и Евы.
Цели и задачи общины:
— основание и содержание мест богослужения;
— организация и проведение богослужений в местах поклонения;
— проведение богослужений на дому у верующих;
— обучение и просвещение в воскресной школе;
— социальная и благотворительная деятельность

На 17 июля 2012 года
— членов мусульманской общины – 46 человек
— членов семей общинников – 58 человек
— прихожане – все жители Малоярославца, исповедующие ислам
— национальный состав: татары – 78%, башкиры – 8%, узбеки — 7%, азербайджанцы – 7%

Источники финансирования:
— членские взносы
— добровольные пожертвования.
Ринат Баткаев показывает мне заметку-обращение имама Мизбаха Габитова, опубликованную в «Маяке» 16.07.05 г. под названием «Мусульманам нужна мечеть»: «Принятый в стране Закон „О свободе совести и религиозных объединениях“ позволил во многом восстановить гарантию исполнения религиозных обязанностей… Мы – дети единой матери России… Мы – мусульмане г.Малоярославца задумываемся о нравственной чистоте милосердия и сострадания, проникаемся чувством заботы о ближнем. Эти непреходящие ценности вселяют в людей надежду на будущее…»
Ещё показывает листовку, которая в сотнях экземпляров была расклеена по городу, разложена в сбербанке, на почте и других публичных местах в 2005 году. Сознаюсь, что эту листовку я раньше не читал, но могу точно сказать, что развешивание объявлений вне отведённых для этого мест является административным правонарушением, т.е. «священная» борьба с попыткой возвести мечеть началась с нарушения административного законодательства Калужской области. Далее больше: листовка смело подписана «Инициативная группа». Интересно, когда собранные подписные листы против мечети передавались местным властям, кто-либо поинтересовался и сообщил жителям города публично состав этой группы?
Листовка начинается словами: «Пользуясь тем, что в городе Малоярославце проживают немногочисленные представители мусульман, большинство из которых проживают здесь нелегально, неизвестные ревнители ислама из Москвы и области готовы построить мечеть в нашем городе… Место уже выбрано. При въезде в город со стороны Москвы вскоре Вас будет встречать МЕЧЕТЬ Готовы ли Вы к этому?» (так в тексте листовки – прим. А.И.)
Слушайте, да это же неудовлетворительная оценка всей правоохранительной и правонадзирающей системе в городе. Кто у нас тогда возглавлял паспортно-визовую службу? И.Шагаль! Так её надо было не с почётом на пенсию, а метлой правосудия без выходного пособия! Но этого не случилось, значит не всё так мрачно, как обозначила анонимная «инициативная группа».
А что значат слова «место уже выбрано» и «вскоре Вас будет встречать мечеть»? Логика дальнейших событий показывает, что это примерно то же самое, как знакомству с девушкой придавать значение бракосочетания. Короче, «страшилка»-пустышка.
Вот у нас на монастырской площади было начато возведение поминальной часовни без всяких разрешительных документов. Я консультировался по этому поводу со специалистами, докладывал начальству, информировал гордепутатов Ю. Н. Гришина, О. В. Клушина (он ответил, что А.И.Митряшкин не даёт ему высказываться на заседаниях думы!). Там же проводились несанкционированные (без проекта и ордера) земляные работы с нарушением асфальтового покрытия, я опять докладывал по начальству, и опять никакой реакции. Возможно, сейчас уже документы по часовне оформили, но почему одним можно, а другие только подумали, а их уже чёрной краской мажут?
Лично я против строительства мечети в Малоярославце, но я за соблюдение законодательства Российской Федерации и элементарной справедливости, выражающейся в равенстве конфессий. И я против, когда некая «инициативная группа» не очень нравственно чистым способом пытается превратить инициаторов строительства мечети во врагов города (чуть не написал, помятуя сталинские годы, во врагов народа). У нас в городе есть молитвенные дома баптистов и пятидесятников, их общины официально зарегистрированы. И «сидевший» неоднократно при советской власти сектант Фёдоров принёс Малому славу самых пышных похорон за всю историю его существования. И сам А. И. Митряшкин на тех похоронах доброе слово говорил. И даже в чём-то я с ним согласен.
Пугают ли теми молитвенными домами жителей? Нет! Я бы, наоборот, организовал 30-тысячное шествие горожан, чтобы они увидели какой порядок у молитвенного дома на ул. Зелёной и прониклись тягой к аккуратности и чистоте.
Уже в этом году имам-хатыб Р. Баткаев обратился в городскую администрацию с просьбой об отводе земельного участка под строительство мусульманского молельного дома и получил отказ, в котором разъясняется, что свободных участков в соответствующих градостроительных зонах нет, а землями, находящимися в государственной собственности, с июля 2006 г. распоряжается администрация Малоярославецкого района. Тут нет вопросов, за исключением вышеупомянутой часовни. В районе тоже ответили отказом.
В той злополучной листовке также сообщается, что «место выбрано очень высокое. Мечеть – это будет первым, что будут видеть въезжающие в город». Где же оно и в чьей власти? Если ехать из Обнинска, то именно на таком месте расположился финский завод.
В заключение Р. Баткаев сказал: «Мы не возмущаемся, мы не протестуем, мы сожалеем, что мусульман в очередной раз не услышали.

А.Исаченко
* Получается, что таким образом в Малоярославце в некотором роде произошёл ренессанс „катакомбной“ церкви, только теперь мусульманского направления. „Катакомбная“ православная церковь была в Малом в 30-е годы ХХ века в период гонений и репрессий на священников и верующих. Богослужения тогда проводились по-тихому в сараях или на полянах в лесу.

Новости Малоярославца

5 комментариев

Dmitry
Трудно читать столько текста. Можно коротко о проблеме?
Ispolzovatel
Вы бы лучше со своими баптистами разобрались, их церковь Вас нисколько не смущает.
kryg
Если кого интересует по теме, то рекомендую всем одного хорошего специалиста: Раис Сулейманов. По опыту общения — человек очень в теме. Гугл — и читаете. Узнаете крайне много интересного.
kryg
http://www.interfax-religion.ru/?act=dujour&div=97

https://e.mail.ru/cgi-bin/msglist#readmsg?id=13444239230000000186&folder=0

предупреждаю сразу: многабукав и материал не для легкого чтения. но познавательно
kryg
Ничего не имею против традиционного Ислама. Ошибка была в другом — мы не организовали подготовку мулл тут, в Российской Федерации, в наших регионах, там, где распространен Ислам. Поэтому — люди мальчиками в 16 лет уезжали учиться в Саудовскую Аравию, например. Где официально — ваххабизм (тоже не ужасно, несмотря на общепринятые штампы). И приезжали — взрослыми, с сформировавшимися взглядами. Но — не совсем близкими нам. И отсюда — многие проблемы. Но это разговор отдельный, и наверное, не на форуме.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.