Еще раз об этике (проблема тридцать восьмая)

Поразительна судьба этики. От ее имени выступают миллионы граждан, возмущенных существующими порядками и восклицающих подобно Цицерону: «О времена, о нравы! Какой замах! А что дальше? Отвечу словами русского поэта XVIII в. В.К. Тредиаковского „Пышутся горы родить, а смешной родится мышонок“. Если бы только смешной. Скорее он является склизким слабоумным носителем инфекций.

Чтобы продолжить линию рассуждений, мне необходимо определиться относительно существа этики. Сложно это сделать в нескольких строках, но я постараюсь быть предельно лаконичным, имея в виду содержание двух моих книг об этике „Этика ответственности. Теория морали будущего“ и „Современная этика“. Если некто действует в соответствии с самой развитой теорией, то он занимает по-настоящему этическую позицию. Если же его теория не выдерживает критики, то этики нет, а есть ее крайне ослабленный вариант, чаще всего не заслуживающий поддержки. Иногда что-то стоящее провозглашается от имени не науки, а здравого смысла. Но с ним легко попасть впросак. С ним следует быть особенно бдительным.

Что же мы имеем в области этики на самом деле. Есть профессиональные этики-философы, которые берут принципы своих теорий „с потолка“, поэтому они безжизненны. Есть прекрасные ученые, которые по самому своему статусу вроде бы обязаны выступать от имени этики. Но они почему-то боятся даже слова „этика“. Странно это, не так ли? Есть деятели искусства, пытающиеся установить этические каноны с весьма смутной родословной. Это, например, всем известный кинорежиссер Н.С. Михалков. Чего мы вправе ожидать от него? Правильно, замечательной теории кино, более сильной, чем, например, теории Эйзенштейна и Тарковского. Но ее нет. Поэтому он выступает от имени православия. От имени последнего, видимо, следует выступать священникам, а не деятелям кино. В этой связи тут же всплывает имя Андрея Кураева.

Он прошел довольно основательную философскую подготовку, в науке же он явно слабоват. Кураев правильно отмечает, что этика в любой религиозной системе, в том числе и в православии, стоит не на первом, а на втором месте. В религии на первом месте стоит вопрос о единении с Богом, которое предлагается достичь независимо от достижений наук. В религии на первом месте стоит не этика, а учение о спасении людей, т.е. эсхатология.

Читатель, ты гневаешься на меня за слова „этика“, „эсхатология“? А я сержусь на тех обремененных властью деятелей, которые требуют от четвероклассников выбора либо эсхатологии, либо, как они выражаются, „светской этики“. Эти деятели, сами плутающие в трех соснах, не нашли ничего лучшего, как поставить свой путаный вопрос перед четвероклассниками. Поразительное, причем аморальное невежество. Впрочем, любое невежество всегда аморально. Мои педагогические симпатии неизменно находятся на стороне учителей, ежедневно пашущих на просторах детского гомона как рабы на галерах. Но в данном случае их позиция меня разочаровывает. На мой взгляд, они были обязаны сказать: „Аморально ставить перед учениками вопрос, на который мы сами, их наставники, не знаем ответа“.

А что же со светской этикой, которую выбирают дети, оглушенные необразованностью взрослых дядечек и тетенек? Как ее преподавать в четвертом классе? Да никак! Не надо в очередной раз извлекать „с потолка“ мнимые каноны, приятные на слух, но вводящие в заблуждение и малых, и больших. Дорогие педагоги, учите детей руководствоваться теми науками, знатоками, которых вы являетесь. Это и есть ваша этическая позиция. Нужна еще теория детского коллектива? Конечно же, нужна. Продумайте ее основательно, выделите принципы, ценности. Совершенствуйте их ежедневно. Служите детям, и только им!

Человек – существо этическое. Этику не купить в супермаркете. Она либо производится, либо не производится человеком в каждом его деле. Относитесь критически к своим собственным теориям, улучшайте их. Это и есть путь этики. Ее дорога известна, она обеспечивает совершенствование людей. Как сказал Гессе, следует все шире быть, все выше подниматься!

Виктор Канке

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.