Этика в педагогике (проблема тридцать девятая)

В очерке 38 я хотел написать об этике в педагогике. Но не получилось, вернее, не успел. Возвращаюсь к этому замыслу. Многие выдающиеся педагоги, в том числе Дж. Локк, И. Гербарт, Ф. Фребель, выступали от имени этики, но не у всех получалось это удачно. На мой взгляд, наибольшего успеха достигли Лев Николаевич Толстой, американец Джон Дьюи и Антон Семенович Макаренко. Итак, обратимся к их теориям.

Толстой, написав «Азбуку», утверждал, что теперь он может «умереть с миром», т.е. с чистой совестью. Он был настоящим педагогическим новатором и в организации школ, и в ведении педагогического семинара, и в издании журнала, и в работе учителем. Но нужна была основательная теория. Он извлек ее не столько из педагогических учений, сколько из религиозных систем, выделив принцип непротивление злу насилием. Толстой считал, что зло можно победить не насилием, а исключительно любовью. Известен случай, когда крестьянский мальчишка больно ударил его дочурку, которая прибежала к отцу с жалобой на грубияна. Толстой посоветовал ей отнести мальчишке горсть малины, редкого в ту пору лакомства.

Я бы мог продолжить рассказ о достижениях Толстого, но вынужден заметить, что его учению явно недоставало научной основательности. Универсальный принцип непротивления злу насилием не учитывает специфику многочисленных конкретных ситуаций.

Главная идея Дьюи состояла в том, что обучать следует посредством делания. Тогда в образах оживают научные знания, учитывается оригинальность ребенка. Сюда же он добавлял требование демократии. Дьюи является основателем прагматической (деловой) этики. Чего не доставало системе Дьюи? Научности, умения работать не ради меркантильного успеха, а во имя научного совершенства.

Макаренко был по своему призванию не дидактиком, а воспитателем. Он разработал оригинальную теорию ответственности воспитуемого перед коллективом. И Макаренко встретился с существенными трудностями. Он более умело воспитывал ответственности личности перед коллективом, чем ответственность коллектива перед личностью. Вторая трудность была связана с его ориентацией на марксизм-ленинизм, который он никогда не рассматривал критически. Макаренко был убежден, что марксизм-ленинизм сводится к универсальным и достаточно простым правилам. В действительности нет ни универсальных правил, ни простых. Да и ответственность не сводится, как часто полагал Макаренко, к подотчетности воспитуемого перед коллективом. И, тем не менее, в разработке теории ученического коллектива он был настоящим новатором. У меня, к сожалению, нет возможности рассмотреть ее в подробностях.

Какая этическая педагогическая теория лучше — теория ненасилия Толстого, прагматическая теория Дьюи или же марксистско-ленинская теория ответственности Макаренко? На этот вопрос ответить нетрудно. Следует выделить параметры сравнения, ввести единицы их измерения, провести соответствующие оценки, сложить их и, исходя из полученных сумм, выдать окончательный ответ. Но я хочу сказать о другом.
Каждый педагог – не станем забывать, что всякий взрослый человек в той или иной степени является педагогом – нуждается в собственной тщательно продуманной этической системе. Как ее выработать? Осознать достижения и изъяны лучших систем и, по возможности, четко сформулировать свою позицию, не безымянную. К сожалению, у меня не сталось печатного места для изложения существа своей позиции. Но даже при этом условии прошу обратить внимание на использованный мной метод. Сначала я просмотрел 100 предположительно лучших теорий. Затем выделил из них тридцать теорий и, наконец, остановился на трех. На мой взгляд, описанный мной метод актуален для любой сферы деятельности, не только педагогики.

Против чего я выступаю? Против индифферентности, универсализма, верхоглядства, забвения плюрализма в этике. Великий Платон написал на вратах своей Академии: «Не знающий геометрии да не войдет сюда». Перефразирую его: «Хочешь войти в человеческое сообщество? – Познай этику, настоящую, не воплощенную в пустозвонство!»

Виктор Канке

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.