Люди, будьте человечны! (проблема сороковая)

На этот раз мой очередной очерк посвящен гуманизму, учению о человечности. В заголовок вынесен призыв Жан-Жака Руссо. Надеюсь, что читатель не будет равнодушен к нему. Как утверждал И.В. Гете, «несмотря на все их недостатки, люди больше всего достойны любви». Так считали многие выдающиеся представители человечества от античности до наших дней, в частности, Сократ, Цицерон, Петрарка, Эразм Роттердамский, Жан-Поль Сартр, Эрих Фромм. Гуманисты объединены в сотни организаций.

Не счесть числа гуманистических проектов. Мне хочется к ним присоединиться. Но меня смущает одно обстоятельство. В IV в. до н.э. Диоген Синопский днем, при ярком солнечном свете, ходил по самой людной площади Афин с фонарем в руках. Как он утверждал, отвечая на вопросы встречных, искал человека. Выходка противного, не всегда опрятного Диогена заставляет задуматься. Нашли ли гуманисты человека? Что это значит, быть человеком?

В середине прошлого столетия случился спор между двумя замечательными философами, французом Жан-Поль Сартром и немцем Мартином Хайдеггером. Сартр придумал новый гуманизм, который заключался в принципе ответственность за свободу каждого человека. Гуманизм – это обеспечение свободы каждого. Хайдеггер ворчал: придумали еще один гуманизм, а человека-то не нашли. Он сам полагал, что человек – это бытие, которое само себя вопрошает, рождает точное поэтическое слово и движется навстречу судьбе, неизбежной смерти. Тут уж возмутилась его приятельница Ханна Арендт. Человек движется не к смерти, а к рождению нового. Я, разумеется, симпатизирую Ханне Арендт больше, чем Мартину Хайдеггеру. Многим, однако, очень понравилось его рассуждение о бытии. Эрих Фромм провозгласил призыв: «Быть, а не иметь». Помнится как в начале 1990-х гг. обнинские интеллектуалы зачитывались книгой Фромма «Быть или иметь». Смысл ее такой: быть человеком и любить человека, а не посвящать свою жизнь обогащению. Странным человеком был этот Фромм!

Вернусь к Диогену с его фонарем. Кто из гуманистов нашел человека? Не буду утомлять читателя детальными анализами. На мой взгляд, гуманный человек оказался еще более неуловимым, чем его снежный собрат. Но не хочется отказываться от идеи гуманизма. Давайте сформулируем его идеал таким образом: подлинный гуманист тот, кто ищет человека. Но как его искать? Ведь фонарь Диогена светит, но не находит. Что касается тезиса о необходимости любить человека, то он лишь на первый взгляд хорош. На деле он очень абстрактен. Кто только не выступал от его имени. Нередко это были вожди репрессивных режимов.

Из затруднительной ситуации есть, на мой взгляд, только один стратегический выход. Следует обратиться к полноте наук во всех их проявлениях. Нигде человек не реализует свои способности так успешно, как в науках. Он благополучен именно благодаря наукам, благодаря тому, иногда не осознаваемому обстоятельству, что смысл успешных поступков, где бы они не совершались, в педагогике, искусстве или в сельской избе, является, в конечном счете, научным. Ученым является и лауреат Нобелевской премии, и умелый кузнец, и мать, искусно пеленающая своего дитяти.

Человек многообразен. Он расщепляется на сотни смыслов, которые кульминируют в науках. В поиске человека их необходимо собрать воедино. Желанная цель не достигается, если одни науки превозносятся, а другие принижаются. Если, например, превозносятся технические науки, то получается технократизм. А если восхваляется политология, то налицо политиканство. Не лучше физикализм, биологизм, социологизм.

Достижения человека как воплощения человечности рассредоточены по многим наукам. Именно это, как правило, недопонимают гуманисты, провозглашающие один универсальный тезис: любить человека. Человека любят и математики, и физики, и химики, и биологи, и техники, и медики, и педагоги, и экономисты, и искусствоведы. Если кто-то полагает, что техники в отличие от деятелей искусства недолюбливают человека, то он грубо ошибается. Мне кажется, что мы почти нашли человека. Впрочем, надо еще немного подумать.

Виктор Канке

1 комментарий

sofia
Думаю, любой — не говорю теолог, но просто знаток Толкиена или Льюиса, или Честертона и других славных писателей — опровергнет ряд тезисов этой заметки одной левой.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.