Против мифов о прошлом, настоящем и будущем (проблема сорок четвертая)

В двух предыдущих очерках среди прочего речь заходила и о времени с его тремя модусами: прошлым, настоящим и будущим. Я отмечал, в частности, что любая теория не только объясняет настоящее, но и ретросказывает прошлое и предсказывает будущее. Прошлое – это все те процессы, которые уже закончились. Настоящее состоит из продолжающихся процессов, будущее представлено размышлениями о еще не начавшихся процессах. Искусство жизни во многом определяется умелым выстраиванием стрелы социального времени. В этом деле людей поджидают затруднения в форме возможной абсолютизации прошлого (пассеизм), настоящего (презентизм), будущего (футуризм) и даже вечного (этернализм).

Пассеизм дан в сладости воспоминаний, чаще у людей пожилых, чем молодых, порой в рассуждениях профессиональных историков, которым уже в основательности свой любви к прошлому труднее других оторваться от него, а также в установках консерваторов, в том числе от политики, искусства и морали. В поисках утраченного времени преуспел не только писатель Марсель Пруст. Очень многих посещает искушение обнаружить «золотое время» не в подвижном настоящем или смутном будущем, а в устоявшемся прошлом, когда воздух был чище, птицы пели громче и люди были нравственнее. С этих позиций было бы неправомерно приписывать пассеистские установки всего лишь каким-то отдельным личностям или политическим партиям, а тем более эпохам. В наши дни от имени прошлого выступают разве что очевидные противники прогресса.

Согласно презентизму прошлое живет только в настоящем. Прошлого уже нет, а будущее еще не наступило. Остается только настоящее. Так считал, например, итальянский философ и историк Бенедетто Кроче. Презентисты, как правило, стремятся взять от жизни побольше уже в настоящем. Гуляй пока можешь, трать нажитое, качай быстрее нефть и газ. Нетрудно понять, что презентисты часто оказываются у разбитого корыта. Будущее не прощает им их недальновидность.

Футуристы живут ради будущего. Как сказал поэт В.Т. Кириллов «Во имя нашего Завтра – сожжем Рафаэля, разрушим музеи, растопчем искусства цветы». Во имя коммунистического завтра руководители советской России не только призывали, но и заставляли советских людей еще туже затянуть пояса. Наконец было провозглашено, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Увы, наступил капитализм.

Немецкий философ М. Хайдеггер утверждал, что во всех наших делах так или иначе уже задействовано будущее. Смысл струится из будущего. По крайней мере отчасти он прав. Человек всегда ставит перед собой некоторые цели, которые еще не достигнуты. Цель находится в будущем, но она определяет наши действия в настоящем. Складывается интересное положение вещей. Прошлого уже нет, но оно влияет на настоящее. Будущего еще нет, но и оно определяет настоящее. Но и оно постоянно напоминает о себе. Человек разом живет и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.

Не думаю, что человек живет еще и, как полагают этерналисты, в вечном. В науке нет ничего вечного. Самым известным великовозрастным объектом, известным науке, является наша Вселенная. Но ее возраст меньше 14 млрд. лет. Он не бесконечен. Несмотря на данные науки, многие любят рассуждать о вечном. На мой взгляд, этерналисты неверно осмысливают изменчивость мира. Да еще и распространяют время на действительные его вполне конечные границы.

Итак, выявилась сложная проблема: как именно правильно увязать друг с другом прошлое, настоящее и будущее, не попадая в силки пассеизма, презентизма и футуризма (этернализм оставлю любителям мифов). Предлагаю читателям разрешение этой проблемы (в скобках отмечу, что оно предлагается впервые: мне ничего не жаль, все отдаю читателям!). Следует просто руководствоваться в своих поступках самыми развитыми теориями. Именно в них гармония прошлого, настоящего и будущего представлена в наиболее развитом виде. Об этих теориях постоянно забывают. И тогда преумножаются мифы о модусах времени. Их не избежать, если игнорируется, обычно бессознательно, теория времени.

Виктор Канке

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.