Существует ли историческая истина? (проблема 46)

В очерке 45 «Зачем изучают историю?» был поставлен вопрос об исторической истине. Теперь я продолжу его обсуждение. Ученые самых различных специальностей утверждают, что в науке устанавливается истина. Но на страницах научных журналов, как правило, проблема истины не обсуждается. Якобы и так все понятно. В действительности же ситуация с истиной не так проста, как кажется на первый взгляд. На самом деле, знание развивается. То, что вчера считалось истинным, сегодня уже не признается таковым. Получается, что нет истины? И как в таком случае быть с исторической истиной? Неужели действительно ее нет. И каждый волен устанавливать истину от своего собственного имени? Если бы дело обстояло именно таким образом, то можно было бы отставить науку в сторону. Читатель, не суди меня строго за то, что я поставил так много вопросов. Без ответов на них едва ли возможно искусно ориентироваться в повседневной жизни.

Самое характерное отличие людей от животных состоит в их умении наращивать свое знание посредством управления понятиями. Знание не стоит на месте, оно развивается. Вроде бы каждый об этом знает. В действительности же только в 1960-е гг. само развитие знания стало предметом изучения ученых, прежде всего философов. Сразу же обострился вопрос с истиной.Развитие знания указывало на развитие истины. Значит, истина изменчива, т.е. относительна? Ой, не хотелось бы.

На относительности истины настаивали многие философы, в частности Ф. Энгельс и В.И. Ленин, задолго до наших дней. Но у них признание относительности истины сопровождалось признанием постоянства фактов. Факты, мол, неизменны, а знания о них изменчивы. Познавая факты, мы приближаемся к абсолютной истине.

Новое же воззрение было принципиально иным: вместе с теорий изменяются и факты. Нет оснований судить о неизменности фактов. Изменчивы не только знания, но и факты. Создается впечатление, что у нас из-под ног уходит почва. Выходит, что в нашей жизни нет ничего устойчивого? Ситуация действительно очень необычная. Чтобы идти вперед, надо от чего-то отталкиваться. Ради нового знания мы отталкиваемся от старого знания, карабкаясь все выше. То, что вчера было нашей почвой, сегодня уже не является ею. В этом состоит суть нашего существования. Мы не движемся к чему-то, в частности, к абсолютной истине.

Смыслом нашего движения является прогресс. Нам важно совершенствоваться, завтра быть лучше, чем сегодня. У нас есть «завтра», но нет «вечного». Впереди
нет ничего такого, к чему бы мы могли стремиться, но все время быть всего лишь на пути к нему. Как только провозглашается недостигаемое будущее,
так сразу же начинается танец химер и торжествует схоластика.

Человек, ставя перед собой определенные цели, непременно как бы забрасывает себя в будущее. Но цель должна быть достижимой. В этой связи обязательно устанавливаются некоторые вполне реальные сроки достижения цели. Призрачные цели нарушают стройность бытия человека, заводят его в тупик.

Изменчивость знания, а именно, его прогресс, является надежной базой существования людей. И как раз в этой связи наши взоры должны быть обращены к науке. По определению именно она призвана обеспечить прогресс знания. И, следует отметить, что эту функцию она исполняет. Истиной является любое знание, если оно принадлежит самой развитой теории. Если же знание принадлежит неразвитой науке, то оно уже в силу одного этого обстоятельства должно признаваться недостаточно истинным.

В учебниках философии то и дело утверждается, что истинным является предложение, в котором представлено то, что существует. Да нет же! Без теории мы не знаем, что именно существует. Истина – самое развитое знание. Но при этом оно не является произвольным. Почему? Потому что знание – это лестница. Чтобы подняться по ней, надо сначала опереться на нижнюю ступеньку, затем на вторую и т.д. А любители произвольного знания игнорируют это правило. Им чужд прогресс знания. Существует ли историческая истина, например, о геноциде народов? Да, существует. Кто является ее знатоками? Историки. Историки, ау, мы готовы прислушаться к вам.

Виктор Канке

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.