Мне не больно

В день своего 18-летия студенческий театр ИАТЭ представил премьеру – спектакль «Ангелочек» по рассказу Леонида Андреева.

-
Сцена из спектакля «Ангелочек»


Вообще, студенческий театр ИАТЭ – потрясающе позитивный, светлый, дружественный коллектив, который за многие годы работы оброс связями, поклонниками и «соучастниками». В этом смысле он все больше напоминает молодежный театр Надежды Казанской, где отношения между членами команды почти семейные или совсем семейные, и где к новичкам относятся как к новым детям, а бывшие актеры – не «отрезанные ломти», а временно отбывшие в «командировку» во взрослую жизнь.

Очередная работа – часовой спектакль по рассказу Леонида Андреева «Ангелочек». Он был поставлен всего за два месяца и в основном с первокурсниками, то есть с людьми, для которых студенческий театр – абсолютно новая жизнь. «Как удалось – не знаю. Чудесным образом, — делится с нами режиссер театра ИАТЭ Юлия Носова. — В октябре мне позвонили из одной школы с вопросом, могу ли я у них поставить что-нибудь для школьного конкурса. Я нашла рассказ „Ангелочек“, а самое главное – придумала, как его поставить. Звонившие больше не объявлялись, и я решила поставить „Ангелочка“ в нашем театре. Цейтнот иногда полезен, он заставляет мозги работать. Конечно, я вижу, что ребята еще очень многого не успели схватить, осмыслить, но надеюсь, что это дело времени и опыта. И, кстати, случилось чудо, за такой короткий срок у нас появилась звездочка – артист Юрий Андронов, игравший в нашем спектакле отца. Я очень рада этому событию!»

Если коротко и формально, спектакль – о жизни подростка в неблагополучной семье. Если по сути – о столкновении души человека с социальной действительностью и о том, как эта действительность калечит неокрепшую личность.

«Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью: не умываться по утрам холодной водой, в которой плавают тоненькие пластинки льда, не ходить в гимназию, не слушать там, как все его ругают, и не испытывать боли в пояснице и во всем теле, когда мать ставит его на целый вечер на колени. Но так как ему было тринадцать лет и он не знал всех способов, какими люди перестают жить, когда захотят этого, то он продолжал ходить в гимназию и стоять на коленках, и ему показалось, что жизнь никогда не кончится», — так начинается рассказ, так же начинается спектакль.

Казалось бы, дальше можно вообще не продолжать, потому что ужаса уже достаточно. Но Леонид Андреев всегда доводит жизненный кошмар до абсолюта. Вспомним хотя бы рассказ «Бездна», где парень изнасиловал свою уже изнасилованную девушку. Рассказ «Ангелочек» — про детей, но не менее страшный и жестокий. Для мальчика символом надежды становится восковой ангелочек – игрушка, которую он выпросил с богатой рождественской елки. В ангелочке сосредоточилось для него «все добро, сияющее над миром». Но фигурка тает у горячей печки, пока мальчик спит. От нее остается только «бесформенный восковой слиток».

Гармония «благополучного исхода» всегда бралась под сомнение авторской иронией. Не удивительно, что «рождественский» рассказ «Ангелочек» кончается плохо и безнадежно. Более того, концовка решена в символическом ключе, а значит, носит не конкретный, а экзистенциальный смысл. Так было, так есть и так будет.

Однако спектакль студенческого театра довольно далек от «бездн» Леонида Андреева. Режиссер Юлия Носова не захотела делать его таким же мрачным, как сам рассказ. Поэтому то, что мы увидели на сцене, — это фантасмагорический альянс Андреева и, скажем, Зощенко (или Аверченко). Не так грузно, но и не так глубоко.

И, в общем, все хорошо. Способные студенты хорошо играют свои роли. Сашка – Илья Маланичев, отец – Юрий Андронов. Другие обнинские режиссеры дружно позавидовали Юлии Носовой. Иметь в коллективе таких талантливых мальчиков – настоящее творческое счастье. Атмосфера внутри студенческого театра – с высоким градусом душевности. Режиссер – искренний, талантливый, прекрасный человек. Уходить из театра не хочется, потому что здесь уютно, весело, интересно…

Но ведь рассказ, по которому поставлен спектакль, написал все-таки Леонид Андреев, чей гений опирался в основном на одного кита, – боль. А на спектакле «Ангелочек» немного грустно, немного смешно, иногда веришь актерам, иногда нет. Но все как-то пунктиром.

Андреев – о том, как страшно жить. Юлия Носова – о том, как бы поставить Андреева не слишком мрачно и с достаточным количеством фишек. Актеры – о том, как здорово, что они выступают на сцене, и пришло много знакомых. Такая вот разноголосица.

Но мне не больно. И главные герои вечера – не Леонид Андреев со своим трагичным персонажем, а счастливые, веселые ребята, у которых получился хороший спектакль. Возможно, так и должно быть в студенческом театре…

Режиссер обнинского молодежного театра Надежда Казанская сказала после спектакля: «Это чудо, что в наше время есть люди, которые хотят заниматься театром. Мир сходит с ума, идешь по улице и становится страшно от того, что тебя окружает. Театр для меня – единственное место, где можно дышать».

Так может, и не стоит сожалеть о нереализованном на сцене «андреевском» мраке? Иначе и в театре нечем будет дышать. Или все-таки стоит?

Екатерина Задохина

1 комментарий

tashkins
такая статья мрачная. ты что леонид андреев?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.