Гильотина Юма, или трудная судьба ценностей (проблема 54)

По определению самое развитое знание сосредоточено в науках. Но порой оно вырабатывается с необычайным трудом. Особенно «трудным орешком» для ученых оказалась проблема ценностей. Что такое ценность? Какие ценности наивысшие? Поддаются ли ценности научному осмыслению? На все эти вопросы читатель едва ли найдет в существующей литературе вразумительный ответ. В меру своих скромных сил я постараюсь помочь ему.

В связи с темой ценностей не могу не вспомнить остроумного шотландского философа Дэвида Юма из далекого XVIII века. Он обладал необычайно критическим умом. Однажды он заметил, что философы и ученые сначала говорят о том, что есть. Затем начинают говорить о том, что должно быть. Юм возмутился: из сущего, из того, что есть, не вытекает долженствование, то, что должно быть. Науки имеют дело с сущим, но не с должным. Следуя Юму, был сделан вывод, что науки имеют дело с существующим, с тем, что не зависит от людей. Должное же определяется самими людьми. Оно не подвластно науке. Гильотина Юма: наука имеет дело с сущим, от него нет пути к должному, о котором говорят посредством ценностей, ценности ненаучны. Этика, например, ненаучна. Так считали и великий математик Пуанкаре, и великий физик Эйнштейн, и выдающийся политолог и экономист XIX века Маркс. По настоящий день в экономической науке большинство ученых стараются освободить ее от ценностей. Но если науке противопоказаны ценности, то от их имени выступают неученые.

Итак, что же такое ценность? В книгах объясняют: ценность – это все то, что в той или иной степени полезно человеку. Например, вещь, идея, чувство и, конечно, принципы, в частности, принципы свободы, справедливости, ответственности. Тут же, как правило, добавляют, что ценности индивидуальны. Для одного человека всеми забытая почтовая марка представляет огромную ценность, другому она и задаром не нужна. Ценности сугубо индивидуальны и т.д.

Уважаемый читатель, нет у меня больше печатного места для неспешного приближения к сути проблемы. Не вижу другого пути, как «разрубить гордиев узел». Есть науки о природе, в них ценностей нет. Есть науки об обществе: все их понятия, законы и принципы являются ценностями. В их наиболее развитом виде ценности являются принципами наук об обществе, они могут быть представлены и словом, и чувством, и мыслью, и объектами, и процессами. Отсюда следует исключительно актуальный вывод: желаешь иметь дело с наиболее действенными ценностями – обращайся к наукам, к экономике, политологии, социологии, юриспруденции, истории, психологии, педагогике, этике, эстетике и т.д. Альтернатива этому выбору только одна – эрзац-ценности, т.е. ценности, которые в лучшем случае являются заменителями, но никогда не полнокровными, наиболее развитым ценностям. Кожзаменитель не лучше кожи.

А как же гильотина Юма? Заблуждение. Из естествознания не выводится обществознание. Только и всего. Но это не означает, что обществознание несостоятельно. У него своя непростая судьба, но оно состоялось. Долженствование подвластно науке. Именно в рамках общественных наук мы определяем чего уже достигли, что можем достичь и на что можем надеяться. Если бы не достижения экономики, которую я выше посмел покритиковать, то современный мир давно был бы ввергнут в ужасающий кризис с многомиллионными жертвами. Если бы не достижения политологии, то диктатуры властвовали бы на всей планете Земля. И таких «если бы» очень много, всех не перечислишь.

Увы, в заключение я вынужден сделать крайне неприятный вывод. Многолетнее господство в России марксистко-ленинской идеологии – заметьте, идеологии, а не науки – привело к нашему чудовищному отставанию в области общественных наук. Возникла крайне опасная для нашего общества ситуация. Она не осознается нашими политическими лидерами, абсолютное большинство которых обзавелось учеными степенями в области общественных наук. Провозглашение ценностей от имени не общественных наук – это кратчайший путь к национальной катастрофе.

Виктор Канке

1 комментарий

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.