Ответственность за истину (проблема 56)

Немцы очень гордятся философом Иммануилом Кантом. Он жил более 200 лет тому назад. Природа обидела его ростом – всего-то 154 см, но зато наделила выдающимися умственными способностями, на все три метра. Всю свою жизнь он тренировал их, став гордостью нации. И вот этот незаурядный философ написал эссе «О мнимом праве лгать из человеколюбия». Главная идея эссе такая: кто лжет, тот совершает преступление против человечества. Поэтому лгать нельзя ни при каких условиях. Если вас о чем-то спрашивает преступник, замышляющий, на ваш взгляд, недоброе, все равно не лгите. Возражение «Он же преступник» бьет мимо цели. Преступник тоже человек, и он является представителем человечества. Вполне возможно, что преступник задумал доброе, а не злое дело.

Абсолютное большинство философов Канта не поддержали. Все его критики говорили, что ложь допустима, если она совершается во имя благого дела. Следует, дескать, ранжировать ценности. Бывает так, что ложь всего лишь вторична по отношению к чему-то. Если мать, защищая своего ребенка, решается на ложь, то она правомерна.

Мне вспоминается такая ситуация из детства. Придя домой со школы, я увидел в гостях у мамы, то и дело вытиравшей слезы, мужчину импозантного вида. Оказалось, что это брат матери, которого она не видела 31 год. Дядя очаровал меня своей интеллигентностью. И вот, набравшись смелости, я спросил его о причине ареста в 1938 г. Он сказал, что его обвинили в организации троцкистской организации. На моем лице, видимо, было такое недоумение, что он решил мне все объяснить. «Я сразу же согласился. Так я спас себе жизнь». – «Но, дядя, Вы же сказали неправду?!» – «Конечно, юноша, но у меня не было другого выхода. В противном случае я бы сейчас не сидел перед вами». Комментарии, как говорится, излишни.

Лично меня в вопросе о лжи интересует другой аспект: «Кто в принципе способен говорить истину, и, следовательно, не вводить никого в заблуждение?» Ситуация является очевидной лишь в простых случаях. Если же она проблемная, то истину может сказать лишь тот человек, который обладает соответствующими знаниями. При их отсутствии неизбежно произрастает ложь.

По определению ложью является только преднамеренное введение в заблуждение. Но как быть с неумышленным введением в заблуждение? Пациенту не станет легче от того, что лечащий его врач ввел его в заблуждение неосознанно. И студенту не посчастливится от того, что его преподаватель не сведущ относительно новейших теорий. Получается грустный вывод: лгунами становятся не только осознанно, но и еще непреднамеренно, в силу лености ума. Любой, кто перестает учиться, является первым кандидатом в лгуны. Аналогичное можно сказать не только об отдельном человеке, но и об организации, и даже о целой нации. Любая нация должна целенаправленно искать противоядие от лжи. Без соответствующей профилактики она непременно расцветет полным цветом. Должным ориентиром для нации является, разумеется, не ложь, а истина. Двигаться по этому ориентиру совсем не просто. Не осилит дорогу тот, кому чужда ответственность за истину. Повторяю: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИСТИНУ!

Уважаемый читатель, мы оба принадлежим к великой нации. Но вспомним шукшинский вопрос: «Что с нами происходит?» Во времена Василия Макаровича воровали и лгали явно меньше, чем сейчас. Лживые обещания политиков, баснословное обогащение значительной части чиновничества, массовая охота смазливых девушек и парней за пожилыми звездами шоубизнеса, то и дело норовящих плеснуть друг в друга серной кислотой, конвейер липовых диссертаций – это ли не расцвет лжи. Василий Макарович, прости, стыдно перед тобой.

Мне особенно грустно за ученых, за тех, кто по роду своих занятий должны быть рыцарями истины. Сломленные сталинским режимом, многолетней беспросветной нищетой, не прекращающимися бюрократическими атаками чиновничества, они посчитали за лучшее не вспоминать о своем призвании. Стремление к истине перестало быть первостепенным этическим делом. Ученые в итоге оголили фронт ответственности за истину. Им не позавидуешь. В новых условиях от них требуется не только ум, но и мужество.

Виктор Канке

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.