Хип-хоп проповедь

В клубе «Ритм» обнинские меломаны имели счастье собственными глазами лицезреть и собственными ушами слышать легендарную группу «Каста».




Пригласить в Обнинск «Касту» — это круто, потому что, как мне кажется, лет через 30-40 именно Влади, Хамиль, Змей и Шим будут считаться музыкальными героями нулевых и десятых. Теми самыми героями, про которых говорят, — они почувствовали дух времени и настроение продвинутой молодежи. Не «Сплин», не «Мумий Тролль», не «Би-2», а именно «Каста» и, наверное, «Ляпис Трубецкой», который, кстати, в прошлом году тоже выступал в «Ритме».

Как и «Ляпис Трубецкой», «Каста» собрала максимально возможное для клуба количество публики. Правда, общий характер собравшихся на этот раз был несколько другой. «Ляписа» пришли послушать брутальные, серьезно настроенные молодые люди крепкого телосложения. В них чувствовался какой-то армейский дух и агрессия. Поклонники «Касты» оказались более интеллигентными и утонченными, я бы даже сказала рафинированными (по сравнению с поклонниками «Ляписа»). А ведь «Каста» — это хип-хоп, уличная, хулиганская музыка. Но надо хорошо знать музыку «Касты», чтобы понимать – хулиганского и агрессивного в ней не осталось ничего. Альбом «Ясно» ясно нам это показал. Напротив, на сегодняшний день «Каста» — одна из самых гуманистических, правильных и добрых русских групп.

Повзрослев, идеолог группы «Каста» Влади в корне изменил свое мировоззрение. Теперь он не поет ни о наркотиках, ни о мужском братстве, как это принято в хип-хопе. В своих интервью признается, что тема наркотиков ему просто неинтересна, потому что он мало в этом понимает. Ну, спели немного о траве. А дальше что?

Влади заговорил о гуманизме, смирении, добре, самоопределении, смысле жизни — абсолютно не свойственных этому музыкальному стилю темах. В последнем его альбоме есть песня-пересказ «Слова о полку Игореве». Почему «Каста» взялась за этот литературный материал? «Это хвалебная песнь о поражении русского полка. Чисто драматически даже непонятно – как так? Никто бы в наше время не стал писать хвалебную песнь о поражении. Так что я решил переложить ее на реп». Получилось классно, самобытно и дерзко. Уверена, что, если бы ни он, 90% молодых людей никогда бы не узнали этой красивой истории».

Влади — музыкант, которому надоело замыкаться в своем микромире и уходить в себя. Он хочет общаться с людьми, с которыми живет в одной стране. Он запел о том, что хочет правды, смыслов, цельности. Одновременно с этим социологи заговорили о том, что людям стало не все равно, что происходит за пределами их квартиры.

Правда, нашлось много злопыхателей, которые обвинили Влади в предательстве истинной сущности хип-хопа, в занудстве, в никому не нужных откровениях. Но «собака лает, ветер носит». А «Каста» поет. Действительно, когда люди пытаются говорить честно и прямо, получается как-то… ну, простодушно что ли. Это немодно. Модно быть сложным, бесчувственным, все повидавшим и ни во что не верящим. Киборгом, короче. А Влади пытается быть человеком, и это слишком просто. Однако есть простота, которая хуже воровства, а есть та, которая не отрицает сложности.

Недаром в одном из клипов Влади существует в образе композитора времен Моцарта. Он – не хулиган, не провокатор, не агрессор. Он – обычный русский интеллигент в стиле хип-хоп. Игра такая — в уличность-ученость, ответственность-пофигизм, собранность-«расслабон», ребячливость-взрослость.

«Сочиняй мечты! Есть миллионы шансов, что скоро будет все сбываться…» — не могут такие слова не стать хитовыми среди людей, которые уже много хотят, уже успели «обломиться» по ряду пунктов, но еще не стали безжизненными скептиками, то есть среди нормальной молодежи. И, действительно, фан-зона подпевает громко, слово в слово и от души. Видно, как всем хорошо – будто на всеобщей молитве. Недаром Влади неоднократно в течение концерта называет свою музыку терапевтической. И, в общем, этот пафос не раздражает. Ведь мы, действительно, слушаем музыку, чтобы нам стало лучше, а не хуже. Я уже не говорю про совместное подпевание. Это просто откровенно лечебная процедура. Наверное, именно поэтому свое выступление «Каста» превращает в совместное с публикой действо. Полное взаимопроникновение, никакой дистанции и отстраненности. Хотите погладить волосы на руке Змея? Пожалуйста! Подержаться за штанину Хамиля? Не вопрос! Спеть слова вместо Влади? Ради бога! И, кстати, любовь льется не только из зала на сцену, но и в обратном направлении. Мощным потоком.

В голову пришла мысль, что именно такая атмосфера должна царить в церкви и в семье. Полное принятие каждого и взаимная любовь. Однако, думаю, не каждая семья и не каждая церковь может этим похвастаться. И если люди находят недостающие чувства в ночном клубе, в собственном MP3-плеере или в аудиозаписях «В контакте», и если эти чувства звучат в стиле хип-хоп, значит, я верю в хип-хоп.

Екатерина Задохина

29 комментариев

seabell
Отличная статья, все по делу. Так было (про концерт), так и есть (про Касту, Влади, их творческий рост и чувство времени)
skar
как же всё-таки меняется окружающий мир… каких-то 20-30 лет назад легендарными были герои, учёные… сейчас — «каста», кобзон, «сплин»… был век героев, потом его сменил век учёных, теперь подкралась эпоха лицедеев.
Ispolzovatel
Это называется деградация. Людям скармливают «искусство», которое легко «переваривается». Более того, под искусство сейчас любую человеческую поделку подводят. Узость вкуса приводит к узости мировоззрения, далее к отупению, безволию и так далее.
Грустно такие материалы читать.
Tank
каких-то 20-30 лет назад легендарными были герои, учёные…
Большая и сильная страна, в которой героями были герои и учёные в одночасье рассыпалась, как карточный домик. Очевидно, что следующие поколения будут стараться делать выводы из неудачного опыта предков, и пытаться найти новые ориентиры и горизонты.
Dmitry
Думаете в героях было дело? Они виноваты в развале?
Tank
Странный вопрос, странная трактовка моего сообщения…
Я лишь напомнил, что старый мир 20-30 лет назад скоропостижно рухнул, потому и его идеалы потеряли свой блеск. Скорее всего, о них когда-нибудь снова вспомнят, но перед этим маятник истории должен ещё как минимум один раз в другую сторону качнуться.
blackknight
Каста — это именно тот ориентир, который нужен России? :-S
Tank
Представления не имею. Но раз уж в нашей стране отцы оставили своим наследникам полную разруху как минимум в головах, то дети, ИМХО, имеют полное право начинать процесс познания и поиска своего пути в этом мире во всех имеющихся в наличии направлениях.
Ispolzovatel
Герой — понятие безусловное и безотносительное. К сожалению некоторые товарищи на мир смотреть могут исключительно через политическую призму, не знаю почему, только догадываюсь, догадки, боюсь, могут быть обидными и неприятными.
Так вот, героизм, это скорее мрально-нравственный уклад человека, не зависящий от его политических взглядов. Если человек герой, ему не помешает ни коммунизм, ни социализм, никапитализм и т.д. Если человек жопошник… ему тоже ничего не помешает.
Tank
Не знаком с творчеством Касты особо, но хотелось бы у пишущих в этой теме уточнить:
— Вам сегодняшнее творчество Касты не нравится из-за смыслов их текстов или же из-за того, что она свои мысли в речетатив облекают?
И какое отношение тогда, например, к творчеству группы Комба БАКХ, читающей христианские тексты?
Ispolzovatel
Как Вы сказали, речетатив, под ненавязчивое звуковое сопровождение, не является исусством для меня. Не является музыкой то есть. Касательно деятельности аналогичных группировок, я могу сказать, что в сортах говна не разбираюсь и углублятся в эту тему не планирую.

Скажу касательно искусства. Талант, данный человеку Богом — это есть дар, который необходимо развивать, взращивать. То есть необходимо учиться в муз. школах, худ. школах и так далее. Сам процесс творчества зачастую бывает не простым и сложным, могу даже пафосно сказать мучительным. Это сложный процесс превращения мыслей и эмоций творческого человека в материальный объект. Процесс метафизический и почти мистический.
А бездарность, которую часто маскируют примитивизмом, является всего лишь бездарностью и ни чем более, следовательно и объект интереса крайне вялый.
Tank
Спасибо за ответ.

То есть необходимо учиться в муз. школах, худ. школах и так далее.
Один вопрос: Вы русское народное творчество вообще как искусство не воспринимаете?

Ну и, например, в рок-музыке достаточно музыкантов-самоучек.
Ссылка
Dmitry
А в муз школах русское народное творчество не изучают?
Tank
Ну и сколько классов музыкальной школы бабульки из какой-нибудь глухой деревне в своём багаже имеют, когда русские народные песни поют для себя и своих односельчан? А частушки у нас тоже только дипломированными специалистами пишутся?
Dmitry
Хоть я сам не приемлю хип-хоп, и не считаю его искусством, но вполне согласен с тем, что кому это может нравится и они имеют на это право. Свой минус я поставил статье, и Екатерине Задохиной в частности. Меня вообще раздражает, когда человек плохо разбирающийся в музыке, выдает свои «оценочные суждения» за истину.

Танк, как вообще можно сравнивать творчество, например, Вивальди и Киркорова? Чайковского и Лепса? И согласны ли Вы, что (хи-хи-хи) через 30 -40 лет «именно Влади, Хамиль, Змей и Шим будут считаться музыкальными героями нулевых и десятых.» ГЕРОЯМИ! Вам слух не режет? Кто есть герой, и кто есть музыкальный герой? Я бы еще слово кумир воспринял, но герой… Кто вообще о них вспомнит через два года после того, как они распадутся?
Ritulya
будут считаться музыкальными героями нулевых и десятых.» ГЕРОЯМИ! Вам слух не режет? Кто есть герой, и кто есть музыкальный герой?
Безотносительно к статье и упомянутым группам… У слова «герой» есть разные смыслы. Например, «герой произведения» — это не обязательно человек, совершивший героический поступок, это просто один из персонажей. В этом же смысле нужно, по-моему, воспринимать и героев в музыке. Проще нужно относиться: «музыкальные герои нулевых и десятых» — это всего лишь персонажи одного из музыкальных направлений нашего времени. Кто-то их не вспомнит (да и сейчас не знает), а для фанатов этого направления, наверное, их имена и через годы будут что-то значить.
Tank
Меня вообще раздражает, когда человек плохо разбирающийся в музыке, выдает свои «оценочные суждения» за истину.
Согласен, что статья написана резковато, с чрезмерным напором на читателя в продавливании своего мнения. Однако же в комментариях не этот момент обсуждается, а творчество «Касты» с какими-то чрезвычайно широкими обобщениями, выводами и параллелями. И именно об этом я спрашивал.
Танк, как вообще можно сравнивать творчество, например, Вивальди и Киркорова?
Я на описанную в статье ситуацию с другой стороны смотрю. Группа с большим количеством поклонников, песни которой играют во многих магнитолах и плеерах страны, кардинально меняет свой репертуар и начинает говорить со своим слушателем о действительно серьёзных и важных вещах. И это, ИМХО, должно радовать читателя заметки. А вместо этого я вижу какие-то резкие комменты про то, что «реп — это недостойно». А гитару взять и с друзьями поиграть у костра — это тоже недостойно, если при этом корочки из музшколы не имеешь? И что вообще важнее, форма или содержание?
А уж кого через 40 лет будут помнить — знать мы сейчас не можем.
Dmitry
Я ж сразу написал, что рэп не люблю, но уважаю право его любить другим. Мне статья не понравилась, которая возносит обыденность на пьедестал. Навязывается мнение, что если торчок вдруг перестал дуть, и задумался о жизни, то это круто и здорово.
Ritulya
Навязывается мнение, что если торчок вдруг перестал дуть, и задумался о жизни, то это круто и здорово.
а это и правда круто и здорово:-))
40-40
Вот вас зацепило то :)
Видно же, что писал молодой автор, поскольку никто здравомыслящий в зрелом возрасте о музыкальной группе Каста в таких тонах писать бы не стал :)
А что Вы мало глупостей в своем подростковом возрасте делали, писали? Кумиров у вас из музыкантов не было?:) все вот прям в 15-20 лет ходили с электрониками на плече и разносили классическую музыку в массы…
Господа! С вашей стороны начинает очень сильно попахивать старческим снобизмом :)
LaVent
Автору не столько лет сколько кажется.) Мы вроде ровесники.
skar
даже не ожидал такого развития дискуссии. вопрос в том, что получив возможность влиять на формирование мировосприятия, масс-культура сделала себя героем этого мировосприятия. пусть я и замшелый мракобес, но человек труда (было такое архаичное определение) создаёт материальные блага, а живёт в полном г… не. те кто эти блага потребляют, ничего не производя, просто высказывая своё мнение об этом человеке труда и свой взгляд на мир (на уровне полученного до 4 класса образования), получают в тысячи раз больше. живут, соответственно, тоже получше. и эти, по сути, захребетники называют себя героями, легендами, солью нации, совестью народа. и ведь их не заткнешь, потому что все рупоры у них в руках.вывод печален: пока мы слышим говорящих и не видим делающих, ничего хорошего ждать не стоит.повторюсь: эпоха менестрелей
Ritulya
те кто эти блага потребляют, ничего не производя, просто высказывая своё мнение об этом человеке труда и свой взгляд на мир (на уровне полученного до 4 класса образования), получают в тысячи раз больше.
пока мы слышим говорящих и не видим делающих, ничего хорошего ждать не стоит
Но ведь они получают ровно столько, сколько им готовы платить эти самые «делающие».
AUS
Мир меняется, упрощается, переходит от реальности к восприятию как бы реальности — «Матрица». Поэтому и востребованы Герои своего времени — герои информации. Даже искусство Войны в современном мире изменилось в сторону информационной…
skar
да я всё это понимаю. но коробит как-то. для выживания человечества это чревато (ничего что о глобальном?) ))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.