Кино для всех?

В Обнинске завершился 8-й Международный кинофестиваль православного кино «Встреча». Гран-при получил фильм про маньяка.

Жаль, что такой афиши не было

Подозреваю, что словосочетание «православное кино» сильно ограничивает возможную аудиторию фестиваля. Ведь, как правило, разбираться особо некогда. «Православный» — читает на афише, допустим, студент, который в последний раз был в церкви на собственных крестинах. Его внутренний «Google» тут же выводит на монитор ассоциации «про попов», «про кресты», «про посты». И он переводит свой взгляд на афишу комедии «Любовь по-взрослому». Все, этот зритель потерян для фестиваля.

Казалось бы, ну и ладно. Зато придут подготовленные порядочные верующие, которые готовы воспринимать и понимать православное кино на все 100 процентов. Все так. Но, на мой взгляд, огромное достижение православного фестиваля «Встреча» заключается в том, что фильмы его программы – очень разные, не узкоспециализированные, высокохудожественные и далекие от замшелого догматизма. Большинство этих фильмов сняты светскими режиссерами. Большая часть никогда не будет показана по телевизору, даже по «Культуре». И попадают на фестиваль только талантливые, интересные, необычные работы.
А словосочетание «православное кино» вовсе не означает, что вместо экшена будет проповедь. «Православное» — это кино с духовно-нравственным содержанием. Как это понимать? Организатор фестиваля монахиня София (Ищенко) говорит следующее: «Православное – не значит просто доброе. И атеистические, и мусульманские фильмы тоже могут быть добрыми, но это другое. Когда я отбираю фильмы, я всегда руководствуюсь христианскими ценностями – прощением, любовью, взаимопомощью. Это же не общечеловеческие ценности…» И если эти ценности вам близки, то и кино фестиваля «Встреча» — для вас.

Кинематографисты из 11 стран мира представили на фестиваль более 200 работ. Программа изобилует фильмами на любой вкус: от простодушного детского кино до изощренных психологических мелодрам, от молодежных комедий до серьезного научно-популярного кино. Особенностью фестиваля этого года стало большое количество качественных игровых фильмов. «В последнее время поменялась тенденция в духовно-нравственном кино, – рассказывает монахиня София. – За него взялись серьезные кинематографисты, большие студии. Стало выходить довольно много игровых «полнометражек», которые по содержанию соответствуют нашему фестивалю».

Прямым доказательством широких взглядов организаторов и жюри фестиваля стало то, что победу одержала криминальная драма «Дочь» режиссеров Натальи Назаровой и Александра Касаткина (совместное производство кинокомпании «Валдай» и киностудии им. Горького). Страшный, жестокий, реалистичный фильм про современных подростков, маньяка, семейные отношения, любовь и смерть. Да, среди героев этого фильма есть священник, и его роль далеко не последняя. Но, если вспомнить ключевые книги русской литературы, великие произведения Толстого, Достоевского, Чехова, – тема религии, поиска бога, взаимоотношений человека и неба, присутствует в них всегда и везде. Пожалуй, конфликт между низким и высоким – вообще основной конфликт человека. Поэтому криминальная драма как лучшее православное кино – не нонсенс в русской культуре. В конце концов, «Преступление и наказание» — тоже криминальный детектив духовного содержания. Кстати говоря, фильм «Дочь» имел успех на нескольких кинофестивалях в России и Европе в 2012 году.

«Встреча» имела в своей программе и несколько детских фильмов. Я с моей дочерью, будущей первоклассницей, в рамках фестиваля посмотрели чудесный детский фильм режиссера Анны Артамоновой «Первоклашки». Со времен советского фильма Ролана Быкова «Внимание, черепаха!» в России не было ни одного фильма о первоклассниках. То есть почти 40 лет этим смешным народцем кинематографисты не интересовались. А ведь тема – очень благодарная. Я уже не говорю про целевую аудиторию. Мою дочь фильм потряс до глубины души. Выйдя из зала, она заявила: «Хочу в школу!» И еще неделю обсуждала со мной все подробности и перипетии этой истории.

Возможно, фильм «Внимания, черепаха!» талантливее и интереснее… Но в «Первоклашках» неоценимо то, что мы видим современную Москву, понятную и знакомую, современных детей и родителей, насущные проблемы и свежие приколы. Посмотреть такой фильм накануне собственного поступления в школу – отличная замена всяким адаптационным манипуляциям. Но как было «продраться» обычным родителям через скромную афишу православного фестиваля к этому искрометному, веселому фильму? Думаю, если бы он рекламировался отдельно, народ бы сидел на ступеньках.

То же самое касается и других «жемчужин» «Встречи». Судите сами. Приз президента фестиваля монахини Софии (Ищенко) достался ленте «Когда пропоет петух» сербского режиссера Хаджи-Александра Джуровича. «Действие происходит во время войны во Франции, — объясняет монахиня София. — Пожилая монахиня приходит в тюрьму к молодой женщине, которую на рассвете расстреляют. 26 минут диалога – не оторвать взгляд от экрана!»

В номинации «Лучший научно-популярный фильм» призером стала лента режиссера Аркадия Мамонтова «Приди и виждь», лучшим документальным фильмом был признан фильм «Братская свеча» белорусского режиссера Ирины Волох, а в номинации «Лучший игровой фильм» приз получила лента «Хлебный день»…
Уровень фестиваля растет год от года. Программа совершенствуется постоянно. Однако это происходит не благодаря хорошему финансированию. «Денег ни на что не хватает, — сетует организатор «Встречи» монахиня София. – Мы – маленькая общественная организация, а берем на себя функции государства. На мой взгляд, такой фестиваль должно проводить министерство культуры».

Екатерина Задохина

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.