Актуальна ли свобода? (проблема 58)

В предыдущем эссе обсуждался принцип равенства. Применительно к общественным наукам еще чаще обсуждается принцип свободы. Почти все моралисты прославляли свободу, но непременно сталкивались с трудностями в понимании этого феномена.
В нашей стране в советские годы свобода не приветствовалась. Она не отрицалась, но утверждалось, что свобода – это необходимость. С некоторых пор не умолкает ругань в адрес либералов. Но либералами как раз и называют людей, которые превыше всего ставят принцип свободы. Они, если иметь в виду конкретных людей, виновны в приверженности принципу свободы или же в искажении его?

Меня лично антилиберальная риторика коробит. В статье 2 Конституции России утверждается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Так что свободы признаются. Впрочем, в приведенном предложении говорится об отдельных свободах, а не о принципе свободы. Но именно он интересует меня в первую очередь.

Признанным авторитетом применительно к принципу свободы является английский философ Исайя Берлин. Он рассматривает две свободы, негативную и позитивную. Негативная свобода – это свобода от, т.е. никто не принуждает к поступку. Позитивная свобода – это свобода к, т.е. никто не мешает поступку.

Указанное уточнение следует принять, но оно недостаточно для обоснования актуальности принципа свободы. Но почему же актуален принцип свободы? Приведу три ответа, которые дают на этот вопрос большие авторитеты. Отталкиваясь от их мнений, можно будет сформулировать и нечто свое.

От имени свободы очень энергично выступали немец Карл Ясперс и француз Жан-Поль Сартр. Они говорили так: если человек не свободен в выборе своих поступков, то он неподлинен. Действительно, ведь в таком случае над ним господствует некая внешняя сила.

Несколько по-другому рассуждают современные постмодернисты, например Жан-Франсуа Лиотар. Человек, утверждают они, всегда своеобразен. Поэтому его в принципе невозможно усреднить или приспособить к общему мнению. Интересно рассуждал также наш соотечественник Николай Бердяев: человек – творческое существо, а творит лишь тот, кто свободен.

Довольно убедительно рассуждали упомянутые мной философы, но их оппоненты, по большей части консерваторы, всегда выдвигают далеко не пустяшный довод: живя в обществе, нельзя быть свободным от него. Следовательно, свобода человека неминуемо ограничивается. Мне не доводилось встречать у либералов опровержение этого аргумента.

На мой взгляд, они могли бы ответить свои критикам таким образом: свободный человек не станет отвергать ограничения, но лишь в том случае, если они обеспечат не умаление его достоинств, а их преумножение. Любые советы, например не курить, будут приняты, если они способствуют успеху избранного дела. Таким образом, придется признать, что принцип свободы не является абсолютным положением. Он должен дополняться другими принципами.

Пожалуй, пора мне выразить свою собственную точку зрения. Как сторонники, так и противники принципа свободы всегда говорят о поступках людей. Начинают с принципа свободы, но тут же перескакивают от него к поступкам. Сам принцип свободы не определяет конкретных целей.

Я предлагаю придать анализу принципиально другой разворот. В концептуальном отношении поступки являются действиями, которые совершаются в границах некоторых законов и принципов. Но принципов особых, которые определяют содержание и законов, и поступков. Приведу конкретный пример.

Отец ребенка намечает пути его воспитания. Надо полагать, он будет стремиться подготовить его к сложностям взрослой жизни. Конкретная ситуация вынуждает его оттолкнуться от уже существующего опыта. Сегодня нужно сделать лучше, чем вчера. Ясно, что в отсутствие подлинных знаний о педагогике отцу едва ли удастся достигнуть решающего успеха. Но эти знания должны использоваться творчески (вспомним Бердяева) и с учетом своеобразия ребенка (вспомним Лиотара).

Классики принципа свободы говорили актуальные вещи, но они не учли устройства наук. Решающее значение имеют те принципы наук, которые определяют наилучшие результаты поступков. Безотносительно к этим принципам принцип свободы превращается в безжизненный лозунг.

Виктор Канке

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.