Принцип ответственности (проблема 60)

Бывает так, что какая-то проблема обсуждается длительное время, но лишь после особых событий становится по-настоящему актуальной. Так случилось с темой ответственности. Начиная с эпохи Возрождения, к ней стали обращаться все чаще. Тем не менее, она не привлекала широкого внимания. В конце XIX века язвительный Фридрих Ницше издевался над теми, кто выступал за ответственность людей. Живи смело – нет у тебя ответственности перед другими.

Случилась Первая мировая война: осмысливая имевшие место преступления, философы стали обращаться к теме ответственности все чаще. Смертельной косой прошлась по планете Вторая мировая война. К теме ответственности стали обращаться еще чаще. Прошла еще четверть века, мир вплотную продвинулся к ядерной войне. Что делать, ведь люди могут уничтожить друг друга. На этом фоне принципы свободы и справедливости смотрелись блекло, они ни в малейшей степени не могли остановить надвигавшееся безумие.

И вот в 1979 году появляется книга еврейско-немецко-американского философа Ханса Йонаса «Принцип ответственности. Попытка разработки этики для технологической цивилизации». Реакцией на книгу стал бум литературы с одним и тем же лейтмотивом: отсутствие ответственности – прямая дорога в пропасть. До изобретения оружия массового уничтожения человек был слаб, он не был в состоянии уничтожить жизнь на Земле. Вооружившись техникой, он окреп и стал планетарной силой, которая вне должного контроля над ней является угрозой всему человечеству. Этика ответственности призвана стать преградой на пути к катастрофе.

Неожиданно выяснилось, что самые большие угрозы исходят от ученых. Это они, удивляясь сложностям процесса образования, тем не менее, предоставляют вчерашним троечникам технические средства, в частности, компьютеры и АЭС, способные нанести непоправимый ущерб миллионам и даже миллиардам людей. Леонардо да Винчи сжег свои чертежи подводной лодки, убежденный, что их будут использовать для уничтожения надводных кораблей с людьми. Но нашлись другие ученые, которых это обстоятельство не остановило от обнародования своих результатов.

Является ли этика ответственности действенным противоядием от глобального зла? Не ограничивается ли она благими пожеланиями? И как понимать ответственность? Перед кем ответственен тот или иной человек? Перед начальником или перед собой?

Выскажу свое мнение. Этика ответственности начинает работать только тогда, когда она по-настоящему включается во всю систему просвещения, образования и науки. В противном случае она превращается в пустое сотрясание воздуха. Но в этой связи выясняется прелюбопытное обстоятельство: в борьбе за чистоту излюбленных ими наук ученые избавились от этики. И правильно сделали: та этика, от которой они освободились, была далека от строгих идеалов науки. Но дело в том, что предстояло выработать этику уже на научной основе. И вот тут они, на мой взгляд, оплошали. Экологическая, техникологическая, экономическая, политологическая, биомедицинская этика состоялись, но в каком-то довольно блеклом виде. Из ста ученых, например, экономистов, лишь три-четыре человека сколько-нибудь сведущи в экономической этике. Аналогично обстоят дела в любой науке. Мои многолетние исследования показали, что наука непременно должна кульминировать в этике. В противном случае она сама становится угрозой человечеству. Впрочем, всегда следует учитывать, что в любом трудном деле надежной основой является именно наука.

По-настоящему ответственен тот, кто делает на стезе науки максимально возможное. Мой старший товарищ, превосходный не только ученый, но и поэт Юрий Сергеевич Юрьев в одном из своих стихотворений написал такие строки: Чтобы в последний срок/ Ты мог сказать: / «Я сделал все, что мог».

Готовясь к занятиям с аспирантами, я с разрешения Юрия Сергеевича «продолжил» его мысль таким образом: Жизнь прожить – не поле перейти, / Не наслаждениям внимать, / порывы страсти ублажать. / Сложнее быть за все в ответе, / За радость на Земле, / Чтоб не болели дети/, Чтобы в последний срок / Ты мог сказать: / «Прости, любимая, я сделал все, что мог».

Виктор Канке

От редакции. Завершая на этом публикацию большого цикла философских эссе Виктора Канке, искренне благодарим автора за то, что нашел возможность поделиться своим видением основополагающих проблем бытия, о которых мы часто забываем в угоду житейской спешке. Надеемся, у наших читателей появились новые поводы для несуетных размышлений о главном.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.