Аномальная зона Никола-Ленивец

Здесь каждый второй пень, каждое третье дерево – вовсе не пень и не дерево, а самый настоящий арт-объект. Столь масштабный и дерзкий праздник концептуального искусства на русской земле почти невероятен, и все-таки он есть.

«Вселенский разум» - самый впечатляющий арт-объект  в Никола-Ленивце

«Архстояние» – крупнейший в Европе фестиваль лэнд-арта и ландшафтного творчества. Он проводится с 2006 года в деревне Никола-Ленивец, что в Дзержинском районе Калужской области. Организаторы утверждают: именно здесь разворачивалось в 1480 году знаменитое Стояние на Угре. Отсюда и название.

На сей раз фестиваль, проходивший с 26 по 28 июля, перешел от чисто архитектурного содержания к звуку, свету и движению. Зону «Архстояния» заполнили не только прекрасные, но неподвижные арт-объекты, но и поэты, танцовщики, актеры.

Выбранный слоган «Выход из леса», как выяснилось, транслирует идею неразрывной связи творца со своим произведением. «Выйти» – значит, покинуть заросли самовыражения и оказаться в толпе других художников.

Молодой немец Юлиус фон Бисмарк представил «Две сферы». Кинетическая скульптура выглядит так: каждые полчаса подъемный кран роняет на землю гири – поочередно большую и маленькую. Окружающее пространство сотрясается. Народ ахает и хохочет. Рядом гуляет автор: элегантный, бородатый европеец. Водитель крана, обыкновенный мужик, посмеивается. Пожалуй, современного арта гораздо больше не в самом перфомансе, а в контрасте между берлинским гостем и русским крановщиком.

В небе черный червяк, или колбаса, или длинная клякса. На другое утро – что-то лохматое белое. Свой скай-арт-перфоманс представляет Ксавье Жюйе. Француз вдохновился ландшафтами Никола-Ленивца и создал вот такой своеобразный небесный агрикультурный проект. «Что это?» – удивленно спрашивает моя маленькая дочь. «Арт-объект», – я еще не догадываюсь, что за время фестиваля произнесу это слово сотни раз.

«Бобур» - новый архитектурный объект «Архстояния»

Обычный с виду огород оборачивается пластиковыми муляжами овощей со встроенными колонками. «Овощи» поют, бормочут и говорят друг с другом. Предполагается, что таким воздействием на живые растения человек приближается к полноценной межвидовой коммуникации.

А впереди еще танцы на батуте под скрежет и скрип, которые с помощью сенсоров рождаются от движений. Одновременно красивое и почему-то неприятное зрелище. «Может, пойдем? Как-то не по себе», – предлагаю подруге. «А кто тебе сказал, что современное искусство должно быть комфортным?» – отрезала она.

Зато поэтический перфоманс «СтихиЯ», исполненный молодыми актерами МХТ им. А.П. Чехова, доставил массу положительных эмоций. Отличные остроумные стихи в ночи из окон ротонды – очень круто.

Хотя идеологи фестиваля «отреклись» от архитектурно-ландшафтной темы, одной из главных достопримечательностей стал новый арт-объект «Бобур». Единственный российский представитель лэнд-арта, первый вдохновитель «Архстояния» Николай Полисский сделал многоэтажный сноп, в котором сплелись гигантские «хоботы» из веток. Выглядит потрясающе.
И все же самые лучшие впечатления оставили не творения человеческого воображения, а нечто совсем другое. Душистые ярко-зеленые поля, чарующий вечерний свет, обжигающе холодная Угра и кислые яблоки, которые едва удалось сорвать с высокого дерева.

Но с другой стороны, ноги бы нашей не было в этих диких местах, если бы не современное искусство и не люди, умеющие так красиво осваивать пространство.

Екатерина Задохина

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.