Кинематографический аппендикс и позолоченные истуканы...

С недоумением и разочарованием вышел из зала после просмотра «Артиста». Не покидала мысль: для кого сделан этот фокус-покус?

Любовь Мишеля Хазанавичуса к немому кино вполне искренняя. Думаю, потратить около 700 человеко-часов на просмотр старых фильмов Ф. Мурнау, Д. Штернберга, Ч. Чаплина и др., вполне серьезное занятие. Особенно если это не индивидуальное эстетическое освоение действительности, а необходимость для реализации большой идеи.

А идея оказалась большой: наточили линз идентичных прошловековым, раздобыли специальные камеры, создающие треск при работе, да со скоростью 22 кадра в секунду — все как у старых киноаппаратов.

Киногруппа совершила ударный выезд для знакомства (затем и сьемок) на студии Чаплина, Дугласа Фэрбенкса, Гарри Кона и других. Снимая эпизоды фильма, постоянно включали джазовую и эстрадную музыку 40-50-х годов, создавая подходящую атмосферу для работы актеров.

Все, кажется, было здорово, как на реставрации в клубе реставрации…

И результат — получился же…

И кино черно-белое, и Жан Дюжарден, исполнитель главной роли, гримасничает и прыгает. И Беренис Бежо, главная женская роль и жена режиссера, гримасничает, иногда прыгает. И терьер Угги, главная собака фильма, лучше всех прыгает…

Монтаж фильма безупречен. А мелодическая драма фильма просто вынуждает меня сказать: миленько, очень миленько — не могу подобрать другие синонимы.

Пять позолоченных истуканов-оскаров и хорошая пресса…

Да, Хазанавичус, сделав эксперимент-реставрацию, доказал, что в 21 веке можно сделать «копию» кино начала века 20-го…

Но он показал и другое, что невозможно вернуться назад без потери фактуры и психологизма прошлого… Для понимания этого необходимо обратиться к первоисточникам, а именно, к фильмам того времени. И на фоне настоящих картин прошлого мы обнаружим, что продукт «Артист» не очень высокого качества…

В клоунаду гримас настоящее кино прекратило играть уже в 20-е годы, а экспрессии и психологизму в кино прошлого Жану Дюжардену нет возможности научиться — он человек настоящего… «Вертикали и горизонтали» современности также иные. Чтобы оценить эту странность — возьмите фотографии начала 20 века и сравните со скриншотами современных фильмов о том времени. Будет очень убедительная разница между фактурой прошлого и настоящего.

Возможно, фокусы такого рода, как воссоздание максимально точных копий прошлого продолжатся. С минимальными интеллектуальными усилиями и попкорном в голове (имею в виду во рту) это может употребляться. Но лучше обратиться к настоящему кино, а не застревать в тупиковых отростках кинематографа.

P.S. Если и есть герой в этой истории, так это терьер Угги с заслуженной наградой «Собачьей пальмовой ветвью» за лучшую собачью роль.

Валерий Попелов

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.