Что такое красота? (проблема десятая)

Ранее рассматривалась природа истины (проблема 8) и добра (проблема 9). Часто истина и добро сопоставляются с красотой. Что же такое красота?

В предыдущих очерках я неоднократно подчеркивал, что наиболее развитое знание обо всем сущем содержится в науках. Надо полагать, что и о природе красоты следует рассуждать на основании определенных наук. Но судьба науки о красоте довольно удивительна.

Философское учение о красоте возникло лишь в середине XVIII века. Это была эстетика немецкого философа Александра Баумгартнера. Науки же о красоте возникли еще позже, в XIX и в XX столетиях. Я имею в виду многочисленные искусствоведческие концепции, в частности, теории живописи, графики, архитектуры, литературы, кино, театра, оперы, эстрады, цирка, хореографии и балета. Итак, место обитания красоты определено, это искусствоведение и его осмысление в эстетике.

Все перечисленные мною теории имеют научный характер, ибо они демонстрируют собою вершину знания. К сожалению, это обстоятельство не было понято. Широко распространено убеждение, что искусствоведение имеет дело не с понятиями, а с чувствами. Это явное заблуждение. Чувства являются разновидностями понятий. Мы воспринимаем явления искусства в соответствии со своими искусствоведческими теориями. Галина Вишневская – глубокий знаток оперного пения. Об эстрадных же певцах она отзывается в снисходительном тоне. Почему? Может быть, гению оперы недостает теоретических познаний относительно эстрады? Разве гении эстрады менее симпатичны, чем звезды оперы? Вопрос, конечно же, риторический.

Человека развращает не красота, а ее опошление, приводящее к подмене прекрасного безобразным.

Красота и ее вершина – прекрасное – знаменуют собой определенные ценности, предпочтения людей. Они совершенствуются. Красота не появляется сама по себе, она созидается и совершенствуется. Красота не является природным явлением. Родиться красивой невозможно, можно родиться с формами, соответствующими некоторым современным представлениям о красоте. Не думаю, что девушка с формами греческой богини красоты Афродиты победила бы на современном конкурсе красоты. Изменились представления о женской красоте. Они теперь другие, чем у Боттичелли, Тициана, Джорджоне, Веронезе, Веласкеса и Бугро, в разные годы создававших образ Венеры на холсте.

Задам еще один проблемный вопрос: почему люди так подвержены красоте? Аристотель считал, что искусство очищает людей от недостатков. Трудно не согласиться с этим мнением. Моя позиция такая – в искусстве человек совершенствует себя. Он создает вымыслы, которые подчас можно перевести в этический план. В таком случае красота является символом добра. Впрочем, красота далеко не всегда совпадает с добром. «Понятие красоты не только не совпадает с добром, но, скорее, противоположно ему, – отмечал Л.Н. Толстой, – так как добро большей частью совпадает с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий». С последней частью утверждения Льва Николаевича я не могу согласиться. Добро и красота обе обеспечивают совершенствование человека. Человека развращает не красота, а ее опошление, приводящее к подмене прекрасного безобразным.

Виктор Канке

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.