Большие и невидимые...

– Мир вообще очень странное место… Знать, что вот уже почти 40 лет группа японцев каждый вечер напивается рядом с моими фотографиями, для меня дороже любых Оскаров! – так говорит о своей связи с Японией Крис Маркер, выдающийся режиссер документального кино.

Он родился в Нейи-сюр-Сене, по другим сведениям (со ссылкой на самого режиссера) где-то в Монголии. Да и какая разница, если он уже 91 год как есть.

После одержанной победы во Второй мировой войне изучал философию в Сорбонне.

В пятидесятые годы начал снимать документальное кино, основанное на его многочисленных путешествиях: «Воскресенье в Пекине» (1957), «Письмо из Сибири» (1958), «Куба, да!» (1961), «Далеко от Вьетнама» (1967).

Продюсер Анатоль Доман, много лет работавший вместе с Маркером, так отзывается о своем соавторе: «Ум, превосходящий гениальность».

Международное признание пришло к Маркеру в 1962 г. с короткометражным научно-фантастическим фильмом «Взлетная полоса». Созданное только из фотографий кино повествует о выживших после ядерной войны в Париже.

В конце шестидесятых Маркер создал группу «Медвед-кино». Советский режиссер Медведкин пытался в тридцатых годах превратить кинематограф в орудие воспитания крестьянского населения в борьбе за переустройство деревни. Инициаторы группы исходили из того, что «подлинное пролетарское кино не может быть создано лишь самими пролетариями». Рабочие и студенты, взрослые и дети взяли в руки кинокамеры и пошли на заводы и фабрики…

Фильмы получались «грустными» и «романтичными».

Грустными – потому что показывали будущее бесперспективным, а романтичными – из-за обилия рабочих-активистов и забастовок. Для Маркера – это была хорошая, практическая киношкола. Из нее он вышел с выдающимся фильмом «Без солнца». Названный по песенному циклу М.Мусоргского, он представляет собой кинописьмо, состоящее из съемок, сделанных в Японии, Африке, Исландии, Сан-Франциско, Франции.

Образы включают детей в Исландии, паром на Хоккайдо, карнавал в Гвинеа-Бисау, усыпальницу кошек в Токио. Казалось бы, случайные съемки дополнены архивными клипами, синтезированным видеорядом.

Разработанный метод фильма «Без солнца» привел Маркера к еще одной интеллектуальной бомбе – «Пятый уровень». Документально-художественный фильм, в основу которого положен трагичный эпизод Второй мировой войны – американо-японское военное противостояние на острове Окинава. Главная героиня – программист – исследует причины трагического случая, в котором японские солдаты и чиновники убили членов своих собственных семей, что послужило оправданием для использования атомной бомбы при уничтожении Хиросимы и Нагасаки. Япония постоянно будоражит воображение Маркера, и он часто возвращается на острова. Знающие лицо режиссера люди могут невзначай встретить его где-то над Токио – на смотровой башне. Он исчезает, не появившись у Вима Вендерса в «Записках об одежде и городах», а на фестивали присылает свое фото в виде домашнего кота Гийома.

P.S. C 20 марта по 29 апреля в Московском музее современного искусства на Тверском бульваре, 9 открылась выставка этого замечательного художника. На ней будут представлены серии фотографий и будут показаны его фильмы.

Валерий Попелов

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.