Моральные дилеммы (проблема одиннадцатая)

Моральная дилемма — это необходимость выбора между несколькими альтернативами, приводящая в любом случае к негативному, часто трагическому результату. Кажется, что желающий сотворить добро не в состоянии сделать этого.

Трагедия Софии Завистовской. Согласно роману Уильяма Стайрона «Выбор Софии» (1976), женщину, оказавшуюся в Освенциме, поставили перед выбором обречь на газовую камеру либо дочь, либо сына. В случае если София не сделает выбора, будут уничтожены оба — и дочь, и сын. Она принимает решение в пользу сына. Бедная женщина теряет связь с сыном, так и не узнав о его судьбе. Терзаясь мыслями о нем, София спустя годы совершает суицид.

Беззаботное отношение к людям часто является предвестником трагедий и драм.

Трагедия Н.В. Тимофеева-Ресовского. По просьбе немецкой стороны русского генетика Тимофеева-Ресовского направили работать в г. Бух, где ему создали прекрасные условия для научного творчества. Прошли годы и возмужавший ученый, бывший к тому времени отцом двух сыновей, оказался в ситуации моральной дилеммы. Российская сторона, начиная с 1937 г., требовала его возвращения на родину, но предупрежденный товарищами он знал, что ему был предуготовлен сталинский лагерь. Тимофеев-Ресовский остался в Германии, где властвовал фашистский режим, к тому же развязавший войну против СССР. Мужественный ученый сохранял хладнокровие. Но на протяжении многих лет трагизм ситуации не только не убывал, а, наоборот, возрастал. Погиб его старший сын, участник группы подпольщиков. Сам Тимофеев-Ресовский, чудом избежав расправы со стороны немецких нацистов, возвратился после их краха в Россию, где он мечтал организовать перспективный научно-исследовательский институт. Здесь его осудили на десять лет заключения. Впоследствии ему удалось вернуться к активной научной работе, но прошлое постоянно напоминало о себе пожилому ученому. Он приобретал не только новых друзей, признававших в нем выдающегося ученого и патриота, но и врагов, видевших в нем предателя. Противники обнинского ученого никак не могут понять, что ситуация моральной дилеммы не может быть преодолена без потерь. Тимофеев-Ресовский не по своей воле был обречен на трагедию своей жизни. Трагедия не преодолевается, она переживается в муках и сомнениях. Винить за нее пострадавшего человека нет никаких оснований. С позиций этической теории это безответственно, ибо недопонимается сам статус этической теории, в том числе вся проблематика моральных дилемм.

Что делать? Прежде всего, отмечу, что следует всеми силами не допускать самого возникновения ситуации моральных дилемм. Беззаботное отношение к людям часто является предвестником трагедий и драм. Если же не удалось избежать появления моральной дилеммы, то не остается ничего другого, как тщательнейшим образом разобраться с ее природой. Если с позиций одной ценности обе стороны дилеммы равно значимы, то указанная симметрия не сохраняется при учете других ценностей. И тогда открывается возможность для осознанного выбора. Правильный выбор одной из сторон дилеммы также является добром. Вернувшийся в Россию Тимофеев-Ресовский выбрал, в конечном счете, дорогу добра.

Виктор Канке

3 комментария

pikodm
Отличный текст Виктора Андреевича!
не допускать самого возникновения ситуации моральных дилемм
Жизнь не предсказуема. Порой такие дилеммы возникают не по нашей воле.

По тексту. Если бы Н.В. Тимофеев-Ресовский сразу бы принял решение вернуться, он бы избежал моральных мучений.
Ispolzovatel
действительно интерсный текст
nemez
оказавшуюся в Освенциме, поставили перед выбором обречь на газовую камеру либо дочь, либо сына.

Сберечь одного, а не обречь другого. Сберечь того, у которого больше шансов выжить. Но все равно, не дай Бог, оказаться в такой ситуации.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.