Увиденное Адамом Ненштилем

1 апреля Боровский Культурный центр предложил посетителям выставку картин обнинского художника Адама Адамовича Ненштиля, известного по многочисленным этюдами и акварелям. Предлагаем читателю рассказ о творчестве и жизненном пути одного из долгожителей Обнинска.

-
Адам Адамович Ненштиль

Нашему герою, Адаму Адамовичу Ненштилю, в мае исполнится 86 лет. Если всмотреться назад, в прожитое, то перед нами раскроется нетипичная для многих живописцев биография. Ненштиль характеризует себя, как «прожившего большую жизнь простым, рабочим человеком». Родился в 1926 году в одном из немецких поселений Поволжья, застал Голодомор. Подобно большинству российских немцев был «посажен в самый длинный поезд в жизни» и сослан на территорию Красноярского края. Как говорит Адам Адамович:

— Выжить было трудно. Помню, взял меня один мужик батраком: и по шее давал, и кусок лишний. Рисовать те годы я не буду. Первые шаги в живописи юный Ненштиль сделал еще в школе, со смехом вспоминает про партийные стенгазеты, о том, как рисовал героями тех, кто вскоре звания эти потерял.
В 1942 году выселен на спецпоселение в Бугуруслан Оренбургской области, началась жизнь в землянках и бараках, рытье котлованов. Послабления пришли со смертью Сталина:

— Выучился на водителя, тогда быть шофером предвещало вскоре стать космонавтом. Подался на Целину. Исколесил тысячи километров по просторам Сибири, Заполярья и Средней Азии. В пути рисовал увиденное – необъятную страну. Особенно сильные впечатления навеял Памир — высочайшие горы, заманчивые пейзажи, красота — надо остановиться и написать этюдик.

Впоследствии, с декабря 1956 года, Ненштиль связал себя с Норильском, найдя по переписке репрессированного брата. Новый дом Адам Адамович описал как, «красивый город, но свидетелями его строительства стали кладбища политзаключенных в окрестностях». В Норильске Ненштиль сформировался как полноценный художник. Нашел в 1962 году студию изобразительных искусств, начал активно рисовать и выставляться. Постепенно стал руководителем студии, которая заняла его на 8 лет. Параллельно работал на Норильском металлургическом комбинате.

С развитием культурной жизни в Норильске появилось отделение Союза художников. Ненштиль в Союз не пошел, хотя одно время, как признается, желание было. Как и в прошлые годы, Адаму Адамовичу часто приходилось совмещать командировки с творчеством: рождаются полотна «Рудник Комсомольский. Талнах», «Разбуженная тундра»

— Этюдник всегда с собой, в дороге. Есть время — остановился, достал инструмент и рисую. В командировках всегда новые просторы.

Купив «Москвич», Адам Ненштиль раз в пару лет, во время отпуска, отправлялся в дорогу. В годы СССР это было не так и просто. Получив разрешение на вояж, гражданин отмечался в названных городах.

— Проехал по всем республикам, рвался посмотреть на страну, по дорогам от самой южной точки до западной окраины, — вспоминает Адам Адамович. — На память осталось ощущение нового и прекрасного.

В первом наукограде Ненштиль поселился в 1970-е, город давно заинтересовал Адама Адамовича. Трудился водителем автобуса, ездил по Золотому кольцу. Работал в библиотеке — «там хороший уголок, где можно рисовать», где по сей день можно наблюдать его работы в лекционном зале. В 1980 году вышел на пенсию.
Вспоминая о Норильске: в Художественной галерее осталось много работ Ненштиля. Визит по приглашению на сорокалетие города начался с казуса:

— В музее спрашивают: «Ты откуда, с того света?» Оказывается, кто-то уже написал, что в фондах учреждения находятся картины Ненштиля, умершего в 1992 году. Но я жив.

В Обнинске Ненштиль провел не одну выставку, включая показы в соседних городах. Появляются полотна «Зеленые берега Протвы», «Край Белкинского поля».

— Когда пишешь, вроде написал, удовлетворился, но посмотрел — не годится, снова возвращаешься. Иногда, спустя годы, поправляешь картины, — Адам Адамович рассказывает о своем трепетном отношении даже к прошлым работам.

Одна из местных газет назвала творческого человека «бродягой с душой художника». Слабость Ненштиля — окрестности города, не затронутые железобетоном, асфальтом и близость к народу:

— Я бродяга, мне нравится соответствовать этому, возить друзей в Боровск и Малоярославец. Люблю простых людей рисовать. Неважно, кого отображать — старика или отрока, главное, чтобы была жизненность. Я поныне не член Союза художников, принципиально не состою. Пошел другим путем, остался с народом.

Настоящая выставка в Боровске состоялась по рекомендации обнинского художника Алексея Никитенкова. Представленные на стендах картины числом около 50, приближены к местной тематике. По мнению Ненштиля:
— В Культурном центре работают милые люди, налицо уютная обстановка. Я давно имею связи с Боровском.
В заключение Адам Ненштиль подытожил свое жизненное мировосприятие и роман с полотном и кистью:

— Несмотря на многие ограничения прошлых лет, мне повезло в жизни. Я поскитался в людях и знаю, кто есть кто. Много увидел и пережил в пути, в дорогах. Норильск стал моим университетом. Взошедшая луна, конец полярной ночи, игра человеческого настроения — эти вещи вдохновляют меня. Творю не оттого, что нужно, а потому, что есть потребность. Я не могу без творчества. Главная правда — труд должен быть интересен и соответствовать замыслу.

Михаил Пустовой

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.