Это не хлеб

В городском музее до конца апреля будет представлена персональная выставка обнинской художницы Натальи Мишиной. Она не любит рисовать с натуры и не любит заставлять детей учиться. Почему? Об этом наш разговор с художницей.

-

— О вас ходит слава как о хорошем преподавателе. Почему же вы ушли из обнинской художественной школы?

— Там я не работаю уже лет 6. А посвятила школе лет 13. В принципе мне нравится работать с детьми, но в какой-то момент я устала. В психологии есть такой термин – выгорание. И многие преподаватели сталкиваются с этим состоянием. Ведь что такое педагог? Человек, который из года в год учит одному и тому же. И несмотря на то, что все дети разные, сама преподавательская деятельность, по сути, однообразна. К тому же образование – это в той или иной степени насилие. Мало кто из детей учится по собственной инициативе и желанию. Для психики преподавателя это не очень полезно. Мне не нравится заставлять. Я хочу передавать знания, но только в индивидуальном порядке и только тем людям, кто сам очень хочет учиться.

— Мне кажется, однообразие есть в любой профессии. И нужно обладать определенной смелостью, чтобы бросить все только из-за скуки.

— Да, есть такой момент. Уйти непросто. Человек всегда находится перед выбором. У него две—три дороги. Он может пойти в бизнес, искусство, педагогику и так далее. И всегда нужно решаться на что-то одно.

— Ради чего вы решились уйти из школы?

— Чтобы посвятить себя творчеству. Как художник я работаю теперь намного плодотворнее. У меня больше время на разработку своих идей. Я рисую картины, занимаюсь керамикой, делаю графические работы для издательства «Титул», немного преподаю для взрослых. Я работаю в своей мастерской, ко мне приходят ученики, клиенты, и мне очень комфортно.

— Вы пишете картины. И что с ними случается дальше?

— У всех разная судьба. Некоторые участвуют в выставках, что-то я продаю или дарю. Одно время я продавала свои работы через художественную галерею ЦДХ. Тогда многие из картин «уехали» за границу. Но потом наше сотрудничество с этой галереей прекратилось.

— Почему?

— Было объявлено, что ЦДХ сносят, и там началась жуткая неразбериха. Сейчас страсти поутихли, но в результате этих событий многие художники прекратили сотрудничество с галереей.

— Теперь вы имеете дело в основном с обнинскими клиентами?

— Да. Хотя это не очень прибыльно. Продажа картин – дело случая, а не регулярный заработок. Картины – не хлеб и не молоко. Они не нужны каждый день всем.

— Не жалко расставаться со своими картинами?

— Когда только написала картину, жалко. Потому что последние работы всегда самые любимые. Но появляются следующие, и расставаться со старыми уже проще. Да и какой смысл копить все это в мастерской?

— Мне показалось, что в ваших работах есть что-то детское. Никогда не хотелось иллюстрировать детские книги?

— У меня были такие моменты, когда хотелось заняться оформлением детских книг. Но чтобы профессионально проиллюстрировать книгу, нужны определенные знания и полиграфическое образование. У меня его нет. (Наталья Мишина окончила живописное отделение Ивановского художественного училища и Московский технологический институт по специальности «Художественная керамика» — Е.З.). А быть дилетантом я не хочу.

— Все ваши картины — не просто натюрморты, пейзажи и портреты. В них есть игра, дополнительный смысл, другая реальность. Это ваш метод?

— Я считаю, что с изобретением цифровой фотографии рисовать просто пейзажи нет смысла. Их можно снять и обработать, как угодно в фотошопе. Я не вижу для себя большого смысла сидеть на берегу реки и рисовать с натуры. Хотя сама с детьми много часов провела на пленэрах. Но на том творческом этапе, где я сейчас нахожусь, мне интереснее создавать дугой мир. А какой? Я не могу объяснить. Есть такая замечательная фраза: «Объяснять искусство – дело искусствоведов, а не художников». Когда я рисую, я не всегда отдаю себе отчет, почему в моей картине появляются такие предметы, такие пропорции, такие цвета. Мне просто хочется делать так, и все.

— Мне очень понравилась картина «Алиса идет замуж». Она тоже создана бессознательно?

— Ну, у этой картины есть история. Это портрет моей дочери, которая и в самом деле в то время собиралась замуж. Мне было интересно отразить ее состояние — «иду замуж».

— А еще чем вы вдохновляетесь?

— Я очень люблю путешествовать, и многие мои картины написаны под впечатлениями от поездок. Нижегородская область, Чехия, Испания… Эти чудесные места подарили мне новые сюжеты для работ.

— Чтобы еще вам хотелось попробовать в своем творчестве?

— Мне очень нравятся современные европейские художники-абстракционисты. Вообще европейское искусство очень отличается от нашего – там больше абстрактного. Мне бы хотелось попробовать себя в этом направлении.

Екатерина Задохина

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.