Храм маршала войны

В центре города Жукова возвышается музей, в нем есть что-то от классической русской архитектуры и религиозного объекта. Перед вами один из самых известных музеев Калужской области — музей Георгия Константиновича Жукова, там вся жизнь маршала, ставшая достоянием истории.

-

Наверное, когда человека уже нет с нами, о его жизни никто ни расскажет лучше, чем музей. В биографии, зачастую, не могут отразить особенности и дух времени, окружавшие объект своего изложения; попытки передать особенности характера посредством кинематографа нередко проваливаются. Новый сериал «Жуков» не стал исключением. Музейные же экспозиции дают возможность прочувствовать мельчайшие нюансы человеческого бытия, заложенные природой и развитые в социуме качества, понять, почему и зачем был избран именно такой жизненный путь, осознать взаимодействие человека и эпохи, историческую роль личности. Фотографии со стенда музея воспринимаются проникновеннее, нежели кадры кинохроники, просматриваемые в домашнем одиночестве или зале кинотеатра.

Музей имени Жукова создан еще при жизни прославленного маршала в 1960 году Александром Терешиным в селе «Угодский Завод». В этом году музей отмечает сове 52-летие. В 1995 году по проекту группы зодчих во главе с главным архитектором Калужской области Евгением Киреевым построен нынешний эпический комплекс уже в городе Жукове. В музее собраны предметы и документальные свидетельства, связанные с личностью Жукова. По информации главного хранителя фонда Качановой Галины Николаевны: — «Общий фонд музея уже насчитывает 10 тысяч предметов». Все это собранно родными Жукова, ветеранами, поисковиками.

Говорят, артефакты войны начинают собирать еще в разгар сражений и этот процесс не останавливается никогда. Музей Жукова вобрал многое, но все равно его фонды до сих пор продолжают пополняться новыми экспонатами.

О прошедших годах вспоминает директор музея Маргарита Александровна Федорова:

— Когда я начинала работать в музее в 1979 году, тогда он был махонький — наша комната занимала 12 квадратных метров. Первая группа, которую я повела, — курсанты Академии Дзержинского, офицеры КГБ. Пока я готовилась к экскурсии, внимательно смотрела в окно, — ребята, в парадной форме, построились у входа в музей, надели праздничные перчатки. Люди готовились совершить паломничество. Они приехали не в маленький провинциальный музей, а в гости к великому воину, отдать честь его памяти.

Кстати, некоторые говорят «в музее выставка про Жукова», это не так. Маргарита Александровна разъясняет почему:

— Мы говорим — экспозиция, но у людей внутреннее сознание подает это как выставку. Народ у нас привык к выставкам, восковым музеям, вообще, к шоу. Для взрослого человека музей — пространство, где он благоволит, размышляет, узнает новое. Поэтому стационарная музейная экспозиция — не выставка, а место, где предметы живут годами. Одни изымаются, другие ставятся на их место. Но концепция остается неизменной — например, наш музей памяти великого воина Георгия Жукова.

Нашим экскурсоводом по выставочным залам становится научный сотрудник музея Инна Павловна Мацнева. Она обращает внимание на стенд, рассказывающий об истории возведения собственного здания музея — сохранен потомкам мастерок, которым заложили первый камень здания и символический ключ. Поздравляли музей с открытием Борис Ельцин и Виктор Черномырдин. Инна Павловна вспоминает:

-

— Музей строился 428 дней, бюджетная стоимость обошлась далеко за 15 миллиардов рублей, 650 миллионов собрано людских пожертвований. Когда деньги собирались, их привозил и сдавал в наш банк председатель московского городского общества памяти маршала Жукова наш земляк Вячеслав Павлович Семин, и приговаривал: «Я боюсь, как бы эти денежки в московских банках не заплутали».

Рассказ о жизни полководца, рожденного в крестьянской семье 19 ноября 1896 года, начинается со стенда, посвященного родной деревне Жукова — Стрелковке. Здесь на вас смотрят с фотографий люди, запечатленные в давно ушедшей эпохе: их облик, выражение лиц, одежда. На снимках — семьи сельских просветителей Ремизовых, священника Василия Всесвятского, который крестил маленького Георгия, больница, школа, где он учился, Никольская церковь, уничтоженная в 1931 году вместе с кладбищем, на котором был похоронен первый, любимый учитель Сергей Ремизов. Как отмечает Инна Павловна, жизни Всесвятских не раз переплетались с жизнью Жукова. Врач Николай Всесвятский, бесплатно лечил Жукова от тифа в 1918 году, наряду с 200 крестьянами Стрелковки. Больных вылечил, но сам врач через год умер от эпидемии тифа. Портрет верного клятве Гиппократа Всесвятского в наши дни написал художник Вениамин Сибирский, один из создателей неповторимой диорамы «Штурм Берлина».

Понятие о бытовой атмосфере, в которой вырос Жуков, дает реконструированный макет его родного сельского дома. Уменьшенный в несколько раз, он стоит за стеклом витрины. Чуть поодаль воротник из меха собственноручной работы Жукова, в бытность подмастерья, а впоследствии мастера скорняка. Мацнева комментирует: «Если бы не война, то Жуков был бы прекрасным мастером-скорняком». На чем шил молодой Жуков? На «народной» машинке «Зингер», и она есть в музее.

Мирную юность сменила военная пора — Первая мировая. В Императорскую армию Георгий Жуков уходил с Малоярославецкого вокзала. Спустя 20 лет грянули новые бои. Поэтому, естественно, остальные экспозиции практически связаны с биографией Жукова как одного из крупнейших военачальников СССР. Трудно обойти вниманием такие памятные вещи — артиллерийская гильза, наполненная окропленной кровью землей с Халхин-Гола, кожаное пальто, в котором Жуков был в Монголии. А вот и фотография Жукова, которая годы находилась в кабинете Гитлера: рейхсканцлер интересовался становлением Георгия Константиновича, начиная с монгольского конфликта. Есть и макет транспортного самолета «Дуглас», на котором летал Жуков на Ленинградском фронте. Скрупулезно отслеживая каждый шаг Георгия Жукова, работники музея не обошли и привязанность маршала к чтению. Кстати, в его библиотеке насчитывалось 20 тысяч книг. Некоторые выставлены, среди них любитель военной истории опознает имя французской легенды — маршала Фоша.

Одно из «мирных» исключений — баян. Жуков долгие годы мечтал научиться хорошо играть на этом инструменте. Отгремела Сталинградская битва в начале 1943 года, и желание полководца исполнилось. К Жукову прикомандировали учителя музыки, Ивана Ивановича Усанова, уроженца Волгоградской области, он и обучил командующего играть на баяне. Сотрудники музея долго переписывался с Усановым, ныне его нет в живых.

Вторая мировая опалила малую родину Жукова: Стрелковка превратилась в пепелище. Всех близких маршал успел эвакуировать и больше в деревню, за исключением одного раза, не возвращался. Этот час пробил в 1964 году: опальный Жуков, как запомнили, присел около собственного бюста и общался с земляками.

Ряд выставленных экспонатов не настоящие, а муляжи, например Маршальская звезда, подаренная музею на 50-летие, и Георгиевские кресты. Оригиналы хранит Исторический музей.

Некоторые предметы в музее не связаны непосредственно с Георгием Константиновичем, но исторически тесно переплетены с его делами. Иван Михайлович Ермаков, председатель колхоза имени Жукова, передал в фонд музея свою фронтовую гимнастерку. Поисковики внесли свою лепту — несколько стендов наполнены находками войны. Недавно был найден германский блиндаж, его содержимое перекочевало в музей. Как выглядели те, с кем воевал Жуков, можно узнать благодаря подарку бывшего сотрудника милиции, сделавшему эскиз кителя бойца вермахта.

Своеобразным алтарем музея называют Зал Победы, грандиозное помещение с устремленными кверху стенами. Огромный потрет «Маршал Победы», созданный Николаем Калупаевым, и масштабные репродукции фотографий военкора Халдея Ананьева. На одном из снимков — первый парад Победы, штандарт Дивизии СС «Адольф Гитлер» держит Федор Антонович, впоследствии живший в Обнинске. В Зале Победы проводили праздничные и исторические мероприятия, солдаты и «юные жуковцы» приносили присягу. Почему-то в последние несколько лет солдаты перестали принимать в Зале присягу. Маргарита Федорова предполагает:

— «Наверное, теперь не очень много делается в сторону патриотического воспитания солдат. В нашем музее можно было увидеть все, что происходит с нашей армией, на посетителях. Когда я начинала работать, я не могла представить себе, что к нам может забрести нетрезвый военный. Музей, как и школа — отражение общества».

Экспозиции Зала Победы расскажут о послевоенных годах Жукова — как он писал «Воспоминания и размышления», на одной из книг его собственноручные пометки. Стол, за которым работал, со всем прижизненным интерьером, особенно выделяется модель храма — дар из Индии. А вот и мундир министра обороны. Инна Мацнева говорит: «Это очень дорогой нам дар, переданный самим Георгием Константиновичем в 1960 году».

Жуков кроме музыки страстно любил рыбалку и охоту. Как в музей попал спиннинг полководца, рассказала Инна Мацнева: «Близкий друг, Вячеслав Семин пожаловался, что сын растет непоседой, Георгий Константинович в ответ подарил ему спиннинг, сказав — пусть сын попробует, может рыбаком станет».

Завершая знакомство с наследием Георгия Жукова, нельзя пройти мимо диорамы «Штурм Берлина». Созданная художниками Евгением Данилевским и Вениамином Сибирским выставлена была в музее Венсдорфа и увезена в Россию после объединения Германии и вывода войск. Диорама состоит из колоссального полукружного полотна и предметной композиции (перемешанные снаряды, оружие, предметы амуниции), что создает апокалипсическое зрелище. Понять, где кончается предметный ряд и начинается картина, невозможно, настолько все реально. Даже головешки тлеют красным огнем. Как оказывается, дерево посыпано битой новогодней игрушкой, от которой отражается свет прожектора. Музейные сотрудники вспоминают, как диорама попала в Жуково: «Всеми правдами и неправдами, ее планировали передать в Рязанское военное училище, но наше руководство добилось, чтобы отдали нам». Скоро 9 мая 2012 года, говорит директор музея Маргарита Федорова:

— Будет митинг, придут наши родные люди, которые приезжают каждый год; с утра будет много посетителей, к обеду немного затихнет, а к вечеру вновь пойдут. Все традиционно, но каждый раз все по-новому.

Дмитрий Уланов

37 комментариев

horovodovodoved
Когда учился в школе… давно это было, возили нас в Стрелковку ( в дом где родился Георгий Константинович )
kev
Уважаемый автор!
Что такое «артефакт»?
kev
Артефакт (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно.
ru.wikipedia.org›
Собирать артефакты нельзя, это результат некорректного эксперимента.
Ispolzovatel
Скорее так:
Артефа́кт в археологии — объект, подвергнувшийся в прошлом воздействию человека, обнаруженный в результате целенаправленных археологических раскопок или какого-либо единичного иногда случайного события. Примерами артефактов являются каменные инструменты, ювелирные изделия, оружие, керамика, постройки и их детали, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. Артефакты изучаются археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок и восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Ценные с точки зрения науки или искусства артефакты демонструются в музеях и на выставках.
95percent
Странно, что kev-а интересуют разница значения слова «артефакт», трактуемые разными словарями, а не похождения «маршала-мясника».
kev
Меня интересует то, что меня интересует.
Происхождение слов — очень интересно.
Жукова уважаю, признаюсь, рискуя навлечь недовольство.
Не подскажите, в каком словаре я найду слово «бежа»?
Student666
Кев всегда чем — то не доволен, недавно писал, что опозицию надо бить дубинками.
kev
Бессовестно врёте, батенька!
Оппозиция меня не интересует в силу мелкости и бестолковости.
Я писал: «Пуссей надо сечь солёными розгами за глупость и хамство».
В чём я неправ?
Student666
Я вам уши надеру за пусек, они узницы совести.
AlexRybin
Хм… Вы поднимаете руку на пожилого человека?
kev
Дуры и хамки.
Совесть у них спит.
kev
Драть!
Student666
Слыш ты опричник! Девочки в тюрьме, а ты в теплом кресле. Я вобще на тебя хотел посматреть бы, как ты руку на узников совести поднимиш. Смотри отвалится. А ну да, кев пускает в ход омон. Ставь дальше минусы.
Dmitry
Извините, что вмешиваюсь, но разве девочки не сами виноваты? Разряжаясь и напяливая эти дурацкие шапки на свои головы, разве не должны были они подумать о своих детях? Или разве можно быть настолько тупой, и считать, что подобные выходки в Храме (!) останутся безнаказанными? Прошу внимание обратить. В Храме!!! Вы можете верить в Бога или нет, но Вы же понимаете, что это место принципиально отличается от памятника Пушкину или площади у «Европейского»?

Понимаете, у людей ничего святого не осталось. Они могут срать в Храмах, разрисовывать стены, называю это искусством, обливать красками памятники. Исламисты вон взрывают святыни, которые тысячу лет никому не мешали. Почему народ, выбирая способ для выражения своей долбанной гражданской позиции, не думает о других людях и о последствиях своих действий? А теперь все их жалеют… Молоденькие они… Детишки у них дома… Голова должна быть на плечах. ИМХО.
mamasense
СлышЬ ты, студент. Ты конечно хреново воспитан и с мозгом туго, но хамить человеку старше себя это даже в детском саду дети не смеют. Советую тебе начать своё развитие заново и научиться (если родители не научили и им ты тоже говоришь «слыш ты») поведению в обществе. А то и сам можешь стать тупым узником совести. И грамматике поучись. Хотя… объёмы мозга явно не позволяют так многогранно развиваться.
kev
К высказыванию Мамсенсе не присоединюсь, слишком жёстко.
Я не нуждаюсь в защите.
С высказыванием Дмитрия согласен полностью.
Я неверующий, но церковь(здание церкви) для меня святое место.
Солёные розги, разумеется, метафора.
Пусть их судит суд.
На женщин у меня рука никогда не поднималась.
Студент слабо знаком с русской историей.
А всё-таки, было бы здорово — солёными розгами.
sansagain
вот он стиль настоящего оппозиционЭра
sansagain
это к дъявольскому студенту
40-40
Бессовестно врёте, батенька!
Оппозиция меня не интересует в силу мелкости и бестолковости.

Говорили-говорили!даже я помню.
Только в контексте того, что если будут хулюгаить на митингах, вот тогда дубинками.
mamasense
Путаете персонажа. Это говорил не kev.
kev
Я однажды говорил, что при развитии ситуации по Украинско-Грузинского сценарию, стану на сторону ОМОНа.
Я и сейчас могу это сказать.
Но про дубинки речи не было.
AlexRybin
А если ОМОН встанет на сторону протестующих? :)
kev
Бить людей я не обучен.
Вопрос: с какой стороной я согласен.
При этом победившее большинство должно обеспечить интересы меньшинства.
Украинско-Грузинский сценарий предполагает навязывание воли меньшинства.
В какой-то мере это свойственно нашей оппозиции.
Идеи нет, воли нет, сплошное базлание на митингах.
Моё замечание не относится к Котляр и Шапиро.
У последних есть конкретное дело.
К Солидарности относится. Они ещё и существуют на зубугорные деньги.
AlexRybin
Шапито и Котляр — члены Солидарности. :)

Про грузинский сценарий не слышал, а на Украине было как раз наоборот. И хотя Я. победил с небольшим преимуществом де-юре, фактически же большинство голосовали за Ю., и что бы доказать это по требовался майдан.
kev
Теорема. Каждый человек совершает хотя бы одну глупость.
Student666
Сбылась голубая мечта кева, Москва залита кровью опозиции, бойная на Болотке, в метро.
Есть убитые.
Царь пу отметил кровавое воскресенье.
Student666
Ханжам в тему пусек

История разрушения одного храма

http://avmalgin.livejournal.com/3052149.html

Православные такие православные
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.