Гегельянство, осторожно! (проблема девятнадцатая)

В предыдущих материалах я писал об американской, английской, немецкой и французской философии. Пора обратиться к отечественной, т.е. русской философии. Перспектива определена. Но для начала мне придется обратиться к философии еще одного немца, Георга Гегеля (1770–1831). Умер он 180 лет тому назад. А в современной России у него несметное число последователей. С чего бы это? Безусловно, речь идет о традиции: Гегель – Маркс – Ленин – современные авторы. Чем же привлекателен Гегель для многих современных авторов?

Он принадлежал к тем людям, которые полагают, что можно для всего сущего придумать одну универсальную схему. Они стремятся найти универсальный ключик буквально ко всем проблемам. Заманчиво иметь его в своем распоряжении. Но действительно ли он возможен? Я полагаю, что невозможен. И вот почему.

Современное научное знание представляет собой собрание огромного массива разнообразных знаний. Достаточно сказать, что существует два десятка отраслей наук. Таковыми являются, в частности, математика, физика, биология, экономика. Причем одна отрасль наук не сводится к другой. Невозможно вывести, например, из физики биологию, а из биологии политологию. Знание разнородно!

Это обстоятельство многими людьми недопонимается. Как раз среди них находятся энтузиасты универсальных схем. Им кажется, что вполне возможно придумать что-то универсальное, актуальное в любой науке. Они, конечно же, ошибаются. При ближайшем рассмотрении тотчас же выясняется, что всякое универсальное положение расслаивается по регионам различных наук. Допустим, утверждается, что любая наука изучает некоторые объекты. Это правильно. Но стоит только попытаться охарактеризовать их, как сразу же выяснится, что придется обратиться к отдельным наукам. Нет объектов вообще, а есть физические, химические, биологические, экономические и многие другие объекты.

Каждая наука представляет собой сочетание особых понятий. Гегель же полагал, что он может их обобщить в универсальных понятиях, называемых категориями. Причем наиважнейшей категорией является понятие диалектического противоречия. Везде господствуют диалектические противоречия и баста! Ведущие ученые ХIХ в., среди них К. Гаусс, Э. Геккель, Г. Гельмгольц, Л. Больцман, единодушно отвергли философию Гегеля. Они просто-напросто не находили в науках никаких диалектических противоречий. Противоречия в науке преодолеваются, а не воспеваются. Как писал, пожалуй, лучший русский логик XX столетия В.А. Смирнов, «диалектическая логика невозможна». Формальная логика подобно математике является замечательным достижением ученых, но не диалектическая логика, согласно которой А есть не только А, но и В. Однако гегельянцы стояли и стоят на своем. Они навязывают науке то, что в ней не работает. Переубедить их невозможно потому, что они отказываются принять во внимание достижения наук. Всякий универсализм несостоятелен, гегелевский тоже! Не без грусти я констатирую, что в вузах, в том числе в обнинских, продолжают пичкать студентов гегелевскими рецептами универсальной природы, так называемой диалектики. А на дворе уже 2012 год.

Виктор Канке

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.