Вспоминая предков

С 29 июня по 1 июля недалеко от села Кольцово Калужской области, на площадке с красивым названием «Высокие берега» под зажигательные песни и пляски коллективов из России, Польши, Эстонии, Молдовы и других восточноевропейских соседей прошел 6-й Международный фестиваль «Иван Купала-2012».

-

«Высокие берега» — культурный центр, расположенный в живописнейшем месте на берегу Оки. Неудивительно, что организатор фестиваля, культурный фонд «Вереск», выбрал именно это место. Ведь цели «берегов» и «Вереска» полностью идентичны — эстетичный отдых на природе, под открытым небом, во главе которого стоят экологичность и духовность. Гости пожаловали ровно за этим же и, надо заметить, что слияние одного с другим состоялось на 100%. Бонусом ко всему для личностей экстремальных (а их оказалось немало) — возможность побывать в близлежащих кольцовских пещерах.

Празднование Ивана Купалы традиционно для многих европейских стран, современная культура которых берет корни из язычества. Праздник этот связан с летним солнцестоянием, а его смысловая составляющая пропитана мистикой, брачными обрядами и слиянием человеческого духа с природными стихиями — огнем и водой. И, несмотря на тот факт, что прошло уже много времени от перехода нашего государства в другую религию, он помнится и празднуется. Еще лет 10 назад аналогичный праздник попросту не состоялся бы. Приятно, что современное общество снова возвращается к истокам, изучает прошлое предков и даже пытается применять на себе некоторые их древние обычаи.

Да, масштаб мероприятия далеко не такой, как у популярных «Пустых Холмов», но, как мне кажется, это ничуть не умаляет его значимости. Две сцены вполне смогли вместить всех участников фестиваля и отдыхающих душой и телом зрителей, тут можно было услышать фолк-музыку как в традиционном исполнении, так и в современно обработке.

Особым звучанием, мелодичностью и интересной полифонией старинных музыкальных инструментов удивила зрителей этно-группа со странным названием «Очелье Сороки». Бузуки, эр-ху, псалтирь, венгерская цитра, даф, колесная лира и многие другие популярные и совсем неизвестные этнические инструменты легко поддавались музыкантам, обволакивая каждого присутствующего мистическими, околотрансовыми звуками, в сопровождении вокала прекрасной Ульяны Шулепиной.

Несколько раз за фестиваль зрителей порадовала «угарная Melodic Medieval Bagpipe Folk» группа «TEUFELSTANZ», иначе именуемая как «Чертопляс». Как и «Очелье Сороки», коллектив тоже столичный, приехал, хоть и с опозданием — никого не обидел. Как только зазвучали волынки, зрители пустились в пляс, отбивая ногами замысловатые ритмы вместе с барабанщиками. Ребятам легко удалось зарядить присутствующих энергией брутального альтернативного средневековья.

Но больше всех публику поразили четыре молодые красивые девушки, представляющие собой московский коллектив «Folk Beat RF». В их распоряжении нет ни одного музыкального инструмента, кроме собственных голосов. Стоит заметить, что акапелльное пение — довольно сложный способ солирования, особенно многоголосого. Но главная фишка группы — битбокс. Солистка Лена, ученица известного русского битбоксера Вахтанга Каландадзе, мастерски имитирует ритмы, семплируя себя и создавая довольно сложные и интересные ритм-секции. Несложно догадаться, что после фестиваля фанатов у них прибавилось как среди мужской половины зрителей, так и среди женской. Приятно и то, что девчонки оказались очень дружелюбными и с удовольствием пообщались с набежавшими после фееричного выступления журналистами и зрителями.

Среди иностранных хэдлайнеров хочется выделить польский ансамбль «Joanna Slowinska & Fedkowicz Trio» и коллектив из Молдавии «Dinaratri». Последние занимательны тем, что исполняют ритмичную балканскую музыку в лучших ее традициях, миксуя с музыкальными тенденциями современности — джазом, элементами рока, сложными ритмами.

Это, конечно же, не все музыканты, на фестиваль приехало более 20 разных коллективов, среди которых оказалась и обнинская группа «Дорога Водана». Но, помимо приглашенных профессиональных музыкантов, была устроена «Свободная сцена», на которой любой желающий мог проявить себя. И, честно говоря, сцена не пустовала. Там царила своя атмосфера, пусть и не для широкого круга людей, услышать там можно было все что угодно — вольные интерпретации известных песен, начиная «Гражданской обороной» и заканчивая «5’nizz’ой», и сугубо свое творчество.

Отдельное внимание хочется уделить инфраструктуре фестиваля — от палящего зноя любой мог найти укрытие под огромными шатрами, где собственно расположилась основная сцена и ярмарка с мастер-классами, а утолить голод в одной из кафешек с вкусной домашней едой.

Подводя итог, хочется сказать, что, несмотря на то, что организаторами фестиваля были предусмотрены традиционные ночные купальские обряды с прыжками через костер, пусканием венков по воде и прочее, истинных язычников практически не было замечено. Публика преобладала скорее светская. Тем не менее, поводить хороводы были рады все отдыхающие.

Ольга Субчак

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.