Испытание политикой (проблема двадцать седьмая)

Призвание подлинного философа состоит не в уклонении от проблем, а, наоборот, в смелом стремлении преодолеть их. В этой связи они постоянно попадают в сложнейшие ситуации. На этот раз речь пойдет о двух выдающихся немецких философах XX в. Эдмунде Гуссерлю и его ученике Мартине Хайдеггере. Перед лицом фашизма они повели себя по-разному.

Гуссерль нашел на вопрос «Почему случился фашизм?» неожиданный ответ. Более всех виноваты ученые. Увлекшись абстракциями, идеализациями и формализациями, они забыли о человеке, его чувствах и эмоциях. Наука оказалась направленной против человека. В политическом отношении это как раз и привело к фашизму. Не случайно, мол, именно ученые придумали смертоносное оружие. Основную беду ученых Гуссерль увидел в том, что они понятия считают абстракциями, которые в действительности являются синтезом переживаний. По сути, он был резок в своих выводах. Ученый, желая обойтись без хорошей философии, ты станешь фашистом. Сбереги себя!

Я далек от мысли поддержать вердикт Гуссерля целиком. Представления об абстракциях не столь вредны, как показалось философу. Существенно другое. Замыкаясь в своих профессиональных сообществах, ученые действительно перестают видеть то огромное целое, которое называется обществом. Когда случилась атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, то Бор и Гейзенберг незамедлительно признали недостаточность своей философии и, следовательно, необходимость ее совершенствования.

Гуссерль, по происхождению еврей, фашистами был отстранен от преподавания. Ему ничего не оставалось, как писать «в стол». А написал он 45 000 страниц, которые после его кончины составили основу многотомной «Гуссерлианы».

В отличие от своего учителя Хайдеггер сотрудничал с нацистами. 10 месяцев он был ректором Фрейбургского университета. Философы ему этого не простили. Но почему же он попался в нацистскую западню? Предостережение Гуссерля он игнорировал. Гуссерль желал поправить науку, но он не отказывался от нее. Хайдеггер же просто-напросто недолюбливал науку, полагая, что точным словом владеют не ученые, а поэты. Его идеал – философствующий поэт, например, Новалис.

В качестве философа Хайдеггер занимался основополагающими проблемами общего характер. Он не был ни политиком, ни этиком. Его редкие экскурсы в сферу политики неубедительны. Хайдеггер пал жертвой своего предубеждения против детальной конкретизации философских положений в сфере политики. Политика без подлинной философии отвратительна (именно это и доказали фашисты различных мастей), но обеспечить союз философии и политики совсем не просто. Его не достичь там, где он не подготовлен многолетней и целенаправленной работой в области философии, науки и образования.

После окончания войны от Хайдеггера, кстати, не вставшего на защиту Гуссерля, потребовали покаяния, но он отмалчивался. В письме к его подруге, выдающемуся философу Хане Арендт друг Хайдеггера, также величайший философский авторитет, Карл Ясперс обвинял его в наличии «черной души». Арендт возражала: Хайдеггер – слабый наивный человек.

Перехожу к осмыслению описанной мной истории. Без постоянного совершенствования человечество не избежит катастроф, подобных фашизму в Германии или сталинских репрессий в нашей стране. Глупость всегда находит к ним дорогу. Выходом из этой ситуации является наука. Но, замыкаясь в себе, становясь уделом немногих, она не является подлинной преградой на пути катастрофических явлений. Где выход? В образовании. Но если наука и образование не совершенствуются всесторонне, то вновь вспыхивают пожарища. Где выход? В философии науки. Там, где нет подлинного союза науки, образования и философии, нечто подобное фашизму, причем в любой сфере общественной деятельности, неизбежно. Дело обеспечения этого союза требует особой работы, и настойчивости, и интеллектуальной, а также гражданской смелости. Маленький секрет (!): и в школах, и в вузах, и в научно-исследовательских институтах, этот союз не обеспечивается. Педагоги, ученые и философы не слышат друг друга. Они никак не осмеливаются перейти к продуктивному совместному диалогу.

Виктор Канке

1 комментарий

nemez
Без постоянного совершенствования человечество не избежит катастроф

Проблема уже 27-ая, а вывод все равно один и тот же.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.