Метафизическое кокетство А. Эйнштейна (проблема двадцать девятая)

В предыдущем эссе я хвалил физиков за их мудрость, способствующую совершенствованию человечества. Каждому образованному человеку надо быть в курсе открытий физиков, не раз инициировавших актуальнейшие перестройки гордости человечества, его концептуальных способностей. Но, разумеется, и воззрения физиков не должны восприниматься бездумно. Авторитеты хороши, но не во всем.

Меня, рядового вузовского профессора, однажды противопоставили… Эйнштейну. Разумеется, это для меня великая честь, но, к сожалению, я должен от нее решительно отказаться. Эйнштейн в физике – гроссмейстер, многолетний чемпион мира. Я же в лучшем случае перворазрядник.

Я попал под стрелы критикессы в связи со своим вузовским учебником философии. Стандарты требовали, чтобы непременно было рассмотрено соотношение философии, науки и религии. Их составители явно желали провозглашения гармонии всех трех форм знания. Я же не собирался лукавить со студентами. Поэтому написал то, что считал истинным, а именно: «Религиозные мотивы, внесенные в науку, ее разрушают, поэтому ученые выступают против такого внесения». Критикесса в связи с этими словами сослалась на Эйнштейна, который, мол, «прозорливо заметил, что наука без религии ущербна». Но у Эйнштейна нет ни одной статьи, помещенной в научном журнале, в которой бы он превозносил религию.

Во избежание обвинения в сокрытии подлинных мыслей Эйнштейна приведу цитаты, которые мне представляются довольно показательными. «Наука может быть создана только теми, кто насквозь пропитан стремлением к истине и пониманию. Но источник этого чувства берет начало из области религии. Оттуда же — вера в возможность того, что правила этого мира рациональны, то есть постижимы для разума. Я не могу представить настоящего ученого без крепкой веры в это. Образно ситуацию можно описать так: наука без религии — хрома, а религия без науки — слепа» (1941 г.). Но вот принципиально другая цитата. «Сообщения о моей религиозности являются чистейшей ложью. Ложью, которая настырно повторяется! Я не верю в личного бога. Свое отношение к богу я выражал ясно и никогда не отказывался от своих слов. Если же что-то из моих высказываний может показаться кому-то религиозными, то это, вероятно, — мое безграничное восхищение структурой мира, которую нам показывает наука» (1954).

Мне думается, что Эйнштейн мог бы быть в своих утверждениях более точным. Друг Эйнштейна М. Соловин указывал ему, что говоря о религиозном чувстве, он ставит себя в двусмысленное положение человека, который якобы верит в личностного бога. Гений, однако, не внял советам друга. Он объяснил свою позицию таким образом: «Я не могу найти выражения лучше, чем „религия“, для обозначения веры в рациональную природу реальности… Какого черта мне беспокоиться, что попы наживают капитал, играя на этом чувстве? Ведь беда от этого не слишком велика» (1951 г.).

На мой взгляд, Эйнштейн непоследователен. Чего он желает? Выразить сокровенное в физике. Как он поступает? Выскакивает из нее непонятно куда, называя это религией, но не используя ни одного ее понятия. Такого рода прыжки в философии называются метафизикой. Одними философами они приветствуются, другими – отрицаются. Я принадлежу ко второй группе философов.

Эйнштейн вполне мог выразить свою позицию без метафизического кокетства. Например, таким образом: «Физика добилась колоссальных успехов за счет своей рациональности. Полагаю, что и в дальнейшем именно она позволит сделать новые эпохальные открытия и даже раскроет тайну происхождения Вселенной, ее прошлого, настоящего и будущего».

Священники не устают повторять, что нельзя использовать имя Бога всуе. И они правы. Тот, кто уважительно относится к верующим, не станет злоупотреблять их понятиями. Открыли бозон Хиггса и тысячу раз назвали его «частицей Бога». Придумали робот, способный делать операции, и сотни раз использовали выражение «руки Бога». А выражение Эйнштейна «Бог не играет в кости» повторено мнимыми острословами миллионы раз. Это не оригинально, это вульгарно.

Виктор Канке

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.