Интуиция и открытия (проблема тридцатая)

В предыдущем эссе я осмелился критиковать А. Эйнштейна. Приятно спорить с гениями если не очно, то хотя бы заочно! Вроде бы сам умнеешь. Я упомянул Эйнштейна не случайно. Он один из самых авторитетных защитников феномена интуиции, заключающегося в генерировании знания без каких-либо умозаключений. Когда его спросили, как ему удалось открыть специальную теорию относительности, он ответил односложно: «Догадался!» Эйнштейн был убежден, что открытия совершаются благодаря интуиции. Мне такая позиция несчетного числа исследователей представляется глубоко ошибочной.

Об интуиции написаны горы книг, но, как правило, в них больше восторженных восклицаний, чем оправданных суждений. Судя по текстам Эйнштейна, он ссылался на феномен интуиции главным образом в двух случаях, а именно, подчеркивая либо отсутствие логического пути к универсальным научным законам, либо наличие смутного чувства о нахождении на правильном пути исследования, способном привести к научному открытию. На мой взгляд, то и другое не заслуживает быть обозначенным не проясненным термином «интуиция».

Любой ученый на основе своего многолетнего опыта предпринимает те или иные действия. Каждое действие сопровождается самооценкой ученого, которое часто не является достаточно четким. Но, и это крайне важно, нет никаких запретов для предприятия новых усилий по прояснению действительной позиции ученого. Если они действительно предпринимаются, то от пресловутой интуиции ничего не остается.

Ученый всегда имеет дело с некоторой теорией, в которой не все гармонично, т.е. имеются проблемы. Столкнувшись с ними, он рассуждает по такой схеме: «Что надо сделать, чтобы преодолеть проблему? Какие существуют варианты? Вариант А не подходит, но в нем есть обнадеживающее звено. Вариант Б тоже не во всем удачен, но и в нем есть кое-что полезное. А вот вариант В хорош во всех отношениях. Сообщу его коллегам!» Вывод: открытие является результатом целенаправленного поиска.

Совершив его, исследователь имеет право вскричать «Эврика». Впрочем, одно дело утверждать, что открытие является результатом интуитивного озарения, своеобразного «бац», другое дело интерпретировать его как результат целенаправленного поиска, каким бы сложным он ни был. Читатель имеет возможность обратиться к лекциям Нобелевских лауреатов и убедиться в том, что они все без какого-либо исключения детально описывают многоэтапный путь своих открытий. Кстати, Эйнштейн также многократно рассказывал о своих поисках.

Как сделать открытие? Зная легенду о Ньютоне, сесть под дерево и ждать пока на тебя упадет яблоко? Не поможет, только голову себе разобьете. Магистральный путь к открытию совсем другой: детально осваивайтесь с теориями и без устали в поисках гармонии принципов, законов и фактов наводите в них порядок. И открытия польются как из рога изобилия. Возможно, они не будут оценены по заслугам, вам не присвоят Нобелевскую премию. Но к творчеству вы, несомненно, приобщитесь в полной мере.

Человек – существо креативное, он не может обойтись без творчества. Другое дело, что не все люди одинаково продуктивны в творческом отношении. Это относится и к ученым, и к артистам, и к слесарям, и к старцам, и к детям, и к женам, и к мужьям.

Читатель, заподозривший меня в безудержном рационализме, заблуждается. Я выступаю против превознесения целого и забвения его частей, против моментального, не являющегося эпизодом дления, против смутного, никак не проясняемого, против бездумного в противовес целенаправленному поиску. Интуиция как раз и есть идеал бездумного, моментального, нерасчлененного, смутного. Не случайно она является излюбленной темой сторонников оккультных, мистических и паранаучных учений.

Замечательный немецкий поэт Г. Гейне утверждал, что «к многозвенным, медленным сюжетам склоняются слабые аналитические умы, напротив синтетические интуитивные умы познают гениальными чудесными способами средства, предлагаемые им ослепляющим их настоящим, так, что они могут быстро использовать эти средства в своих целях». Не заблуждался ли поэт, которого считают идеалом романтика?!

Виктор Канке

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.