Ницше: бунт против интеллектуализма (проблема тридцать первая)

В предыдущем эссе я критиковал поход против интеллектуализма, который, по сути, совершается от имени интуиции. Чтобы придать этой критике более определенный характер, я решил обратиться к творчеству Фридриха Ницше. Абсолютное большинство интуитивистов Западной Европы именно его считают своим предтечей. По моим наблюдениям в ФРГ его цитируют чаще, чем любого другого автора. Кто это делает? Расчетливые немцы!

Ницше прославился тем, что затеял грандиозный поход против западного интеллектуализма. Он уже в 13 лет задумывался над проблемой морали. Научный подход Ницше не устраивал. Как он утверждал, наука знает лишь вычислимого, но не подлинного человека. Наука зовет к морализированию, что претит Ницше. Новая мораль должна исходить из… аффектов человека. «Кто истолковывает? – наши аффекты». В этой связи впереди науки шествуют искусство, музыка и литература. Впрочем, ницшеанский сверхчеловек, антихрист и белокурая бестия, по ночам празднующий Дионисий, воплощенный в образе Заратустры, может прекрасно обойтись и без искусства. Сверхчеловек – это тот, кто не знает границ в оригинальности и смелости.

Интересно, что неофициальную когорту тех, кто примерил идеал ницшеанского человека к себе, возглавляют Гитлер и Муссолини. Эти двое почитали Ницше явно в большей степени, чем его философские последователи. Справедливости ради отмечу, что социалистические идеи были не по нутру Ницше. Сверхчеловек не терпит над собой контроля общества. Далеко не случайно произведения Ницше длительное время находились под запретом как в СССР, так и в ГДР. Да и в бытность Гитлера немецкие национал-социалисты относились к творчеству Ницше неоднозначно. Впрочем, было немало немецких солдат, которые в ранце носили и Библию, и карикатуру на нее, «Так говорил Заратустра».

Ахиллесова пята Ницше очевидна – забвение науки, ее концептуального содержания и всяческое превозношение аффектов. В критике науки он довольно забавен, ибо рассуждает о том, что едва ли понимает. Ему это прощают. Главным образом потому, что он демонстрирует впечатляющие образы оригинальности. Поход против пошлости приветствуется сторонниками ницшеанства безоглядно. Но совершенно напрасно в ее разряд некритически зачисляется наука. Вряд ли потуги Ницше имели бы такое большое число сторонников, если бы адепты науки, а это главным образом преподаватели и ученые, не придавали ей черты избитости и банальности. Есть над чем подумать! Ницше – музыкальный импровизатор и Ницше – литератор значительно превосходят Ницше – философа. Одних аффектов для эффективного философствования явно недостаточно!

Много споров вызывала и вызывает по настоящий день тема «Ницше и фашизм». Неужели Ницше был действительно предвестником фашизма? Гитлер порой цитировал Ницше, например, декламируя с трибуны: «Я призываю вас не к работе, а к борьбе!» Но он никогда не входил в тонкости работ Ницше. Вырывал из контекста фразу, тот или иной афоризм, а затем его превратно истолковывал. И ни слова о том, что Ницше не был ни националистом, ни славянофобом, ни антисемитом, ни социалистом. Не получается из Ницше фашист!

И все-таки, как мне представляется, Ницше заслуживает многих упреков. Высмеивая этику ответственности, он в итоге культивировал идеал безответственности. Мир, дескать, не изменить к лучшему, все уже было, возможно лишь вечное возвращение, а потому делай все, что хочешь. Нагромождая друг на друга странные афоризмы, Ницше не думал о том, как ими могут распорядиться читатели его произведений. Очень безответственной личностью был далеко не белокурая бестия низкорослый брюнет с глубоко сидящими задумчивыми глазами Ницше! Тот самый Ницше, который сойдя с ума, продолжал оставаться изумительным музыкальным импровизатором.

В моей педагогической практике был такой занимательный случай. В самом начале учебного года один из студентов отказался изучать вузовскую философию, ибо в ней нет места Ницше. Я предложил ему сделать доклад о философии Ницше и даже обещал поставить экзаменационную оценку автоматом, если он будет успешным. Доклад студент сделал, но сам понял, что он оказался слабым. Я лично больше всего ценю у Ницше музыкальные ритмы его прозаических текстов на немецком языке. Это действительно оригинально!

Виктор Канке

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.