Введение в искусство кулачного боя Шаолиня

Рука — поистине драгоценный инструмент человека, используемый во всех видах творческой деятельности, а кулак — оружие, созданное природой, которое всегда при нем и умелое владение которым зависит от самого человека.

-

Искусство кулачного боя Шаолиня, или шаолиньская школа, — один из древних и самых совершенных стилей боевого искусства Китая. Благодаря своей простоте и безыскусности, силе и мощи, обилию комбинаций, энергетичности и подвижности, а также боевой направленности, шаолиньцюань при продолжительной практике может служить средством оздоровления и продления жизни. Легкость и филигранное мастерство уподобляют занимающегося летящему дракону, а высокая эффективность этого направления, как одного из способов самообороны выделяет шаолиньцюань из других видов боевых искусств. Широко распространившись в самом Китае, он покорил и весь мир.

Происхождение шаолиньцюань


Шаолиньцюань зародился в монастыре Шаолинь, построенном при династии Северная Вэй в 495 году на горе Суншань (центральной среди пять священных гор) под сенью вершины Ужу напротив горы Шаоши, что в уезде Дэнфэн провинции Хэнань. Поскольку монастырь находился среди густых и высоких лесов, покрывавших горы, он и получил название «Шаолинь» — «Молодой лес».

-

В 527 году, претерпев все трудности и опасности далекого пути, в Шаолинь для распространения своего учения приехал монах Дамо (Бодхидхарма). Он исповедовал «совершенствование души в состоянии покоя». Долгие девять лет вел он, сидя в размышлениях и не видя ничего, кроме голых стен грязной пещеры. Длительные медитации истощили его тело и душу, да и дикие звери, обитавшие поблизости, были далеко небезопасны. Все это подвигло его на поиски тех или иных способов укрепления тела духа, защиты от опасностей, с которыми сопряжена жизнь в горах. В результате возник дамоцюань — комплекс упражнений для укрепления мышц, оживления кровообращения, обретения бодрости духа и противостояния диким зверям, основанный на имитации движений птиц и животных, а также характерных для трудовой деятельности человека. На этой основе в процессе неустанных тренировок многих поколений монахов система, изобретенная Дамо совершенствовалась и шлифовалась. Благодаря освоению опыта выдающихся мастеров ушу как в самом монастыре, так и за его пределами, восприятию всего самого ценного из лучших достижений ушу всех эпох (монахи Шаолиня в разное время успешно осваивали различные методики ушу, например: «36 приемов школы Длинный кулак» (саньши лю чанцюань)императора Чжао Куанъиня эпохи Сун; «18 приемов» (шиба шоу) сунского полководца Юэ Фэя; «Секира» (юэя фу) Чэн Яоцзиня и «Копье в цветах сливы» (мэйхуа цян) Ло Чэна, жившего в эпоху Тан; «Меч осеней и весен» (чуньсю дао) военачальника эпохи Троецарствия Гуань Юньчжана; «Игры пяти зверей» знаменитого врача Хуа То) постепенно сформировалось не имевшее себе равных, особенно в период между династиями Тан и Мин, направление ушу — шаолиньцюань.

Содержание шаолиньцюань


На ранней стадии развития шаолиньцюань включал лишь «18 приемов архатов» (такие как «танец журавля», «танец дракона», «погонять лошадь», «бурная радость прекрасной женщины», «мальчик молится Гуаньинь», «святой поворачивается спиной» и другие), которые постепенно оформились в знаменитую школу лоханьцюань. К началу эпохи Сун (960-1279) к «18 приемам архатов» добавилось еще более двухсот (включая и те, которые были наиболее популярны и за пределами монастыря, например, «36 приемов школы Длинный кулак» (саньши лю чанцюань) и так далее), которые отличались не только количеством и разнообразием, но и непревзойденной техникой, что способствовало их широкому распространению как в Китае, так и во всем мире. В период эпохи династии Цин (1644-1911) Шаолинь стал приходить в упадок, большинство видов кулачного боя было утеряно. В настоящее время монахи самого монастыря и старые мастера ушу за его пределами владеют не более, чем тридцатью с небольшим комплексами, такими как «Малый красный кулак», «Большой красный кулак», «Кулак цветов сливы», «Обезьяний кулак», «Кулак семи звезд», «Кулак-мысль», «Мягкий кулак» и другие.

Особенности кулачного боя Шаолиня


1. Шаолиньцюань — важная составная часть боевого искусства Шаолиня. Его особенность заключается в простоте и безыскусности, силе и мощи, строгой организации, четкой ритмике, обилии комбинаций, энергетичности и подвижности, стремительности выпадов и отходов, сокрушительной силе и боевой направленности.

2. Основу занятий шаолиньцюань составляет понятие «твердость», в «твердости» содержится «мягкость». Первое и второе дополняют друг друга.

3. Принципы стратегии шаолиньцюань состоят в хладнокровии и решительности; внутреннем покое и внешней напористости; параллельном использовании «пустоты» и «наполненности», применении ложных и действительных маневров. К принципам стратегии шаолиньцюань относятся также следующие: кричать на восток, а атаковать на запад; наступать, имитируя отступление; отступать, имитируя наступление; при неблагоприятном развитии событий отступать и заманивать противника в ловушку; при благоприятной ситуации яростно наступать; быстро принимать решения и умело пользоваться благоприятными возможностями; избегать шаблонных действий.

4. В шаолиньцюань есть понятие — «вести бой на коровьей постилке», которое означает, что в практике тренировок и реального боя пространство не должно ограничивать действий. И на маленьком участке можно демонстрировать свое мастерство. Есть и еще одно правило — «вести бой на одной линии», то есть постоянно сохранять одну и ту же общую составляющую направленности движений, перемещаясь вперед, назад, влево и вправо.

Некоторые примеры боевых заслуг усэнов


Своей славой в Китае и за его пределами Шаолинь, конечно, обязан зародившемуся в нем искусству кулачного боя. Уже говорилось о том, что Дамо и его последователи в результате чрезмерного «сидения в покое» ослабли и страдали различными недомоганиями.

Как средство избавления от недугов и появилось искусство кулачного боя. Однако события складывались так, что волей-неволей монахи Шаолиня были втянуты в мирские политические проблемы. Особенно остро это проявилось на рубеже династий Суй (581-618) и Тан (618-907). В 621 году князь государства Ци Ван Лиюань вступил в сражение с князем государства Чжэн Ван Шичуном и был разбит. Когда опасность вплотную приблизилась к монастырю, монахи во главе с Чжу Чжицао и Хуэй Чаном на одном из узких перевалов неожиданно напали на противника, отрезали ему путь к отступлению и разгромили войско государства Чжэн. Воины-монахи захватили в плен племянника Ван Шичуня Ван Жэньцзэ и доставили его в танский лагерь, оказав тем самым неоценимую услугу танскому императору Ли Шиминю. Участие в боевых действиях воинов-монахов сыграло определенную роль в падении династии Суй и становлении династии Тан. Ли Шиминь по достоинству оценил боевые заслуги Шаолиня и во время аудиенции лично вручил награды предводителям монахов, а также пожаловал монастырю около 300 гектаров прекрасных земель. С тех пор начался расцвет Шаолиня, а слава о усэнах распространилась по всему миру. Именно об этом эпизоде рассказывается в дошедшем до нас народном предании «Тридцать монахов спасают императора».

В эпоху Мин (1368-1644) в период Цзяцзин на юго-восточном побережье Китая бесчинствовали японцы. В это тяжелое время мастер шаолиньцюань монах Юе Кун, отобрав тридцать с лишним монахов, создал небольшой отряд, который под покровом ночи приблизился к неприятелю и, действуя железными палками, в жестоком бою одолел японских захватчиков. Еще одно предание гласит: «На заре династии Мин ее основатель Чжу Хунъу лично пришел в Шаолинь за помощью. Пятьсот усэнов монастыря выступили против юаньского императора и прогнали его, что неоспоримо свидетельствует о высоком патриотическом духе шаолиньских монахов».

Как следует из сохранившихся исторических документов и преданий, искусству кулачного боя в Шаолине обучались сунский император Чжао Куанъинь, минский император Чжу Хунъу, а также исторические персонажи У Сун и Лу Чжи.

Развитие шаолиньцюань в новейший период


После образования КНР Шаолинь получил второе рождение. Правительство неоднократно выделяло средства для реставрационных работ в монастыре. Сейчас Шаолинь представляет собой целый комплекс величественных храмов, окруженных сверкающими золотом стенами и украшенных великолепными узорами. Это грандиозное зрелище никого не оставляет равнодушным. Лица пожилых обитателей монастыря светятся счастьем. Их не покидает жизнерадостное настроение — они вновь могут жить, как и в молодые годы, по канонам буддизма. Не изменился уклад жизни Шаолиня: днем — тяжелый крестьянский труд, утром и вечером — усердные занятия шаолиньцюань и кропотливая работа по воспитанию и обучению учеников монастыря.

В КНР уделяется большое внимание развитию этого направления ушу. Еще в 50-е годы была создана ассоциация боевого искусства Шаолиня, призванная заниматься восстановлением, систематизацией и поддержкой шаолиньцюань. Эта мера полностью себя оправдала. В целях привлечения в ряды поклонников боевого искусства Шаолиня как можно больше числа людей и дальнейшего совершенствования самого искусства в 1981 году было выделено 300 000 юаней для строительства на территории монастыря Зала боевого искусства Шаолиня, предназначенного для занятий шаолиньцюань и проведения мероприятий по обмену опытом с любителями ушу из других стран.

В последние годы шаолиньцюань приобрел широкую популярность в спортивных и религиозных кругах многих стран мира. Делегации из десятков стран, таких как США, Великобритания, Франция, Япония и многих других регулярно приезжают в Шаолинь для знакомства с монастырем и обмена опытом. Особо следует отметить японского мастера боевых искусств монаха Цзун Даочэня, который не раз посещал Шаолинь для изучения местных методик и передачи своего мастерства. Во многих странах созданы организации, занимающиеся популяризацией шаолиньцюань.

-

Таким образом, боевое искусство Шаолиня имеет замечательные перспективы. Кроме того, шаолиньцюань является прекрасным средством укрепления мира и дружбы китайского народа с народами других стран.

ЦУИМ

6 комментариев

skar
смущает большое количество дипломов и свидетельств в области «имидж-терапии». но «адептам» уринотерапии, шаманства, слияния сфер, единения душ и имидж-терапии, всё-таки напомню крылатую фразу: «что русскому хорошо, то немцу — смерть»
Ispolzovatel
и что же по Вашему, урина не является жидким воплощением Силы? Не является квинтэссенцией всех энергетических потоков человека?
Dmitry
С какого возраста принимаете детей на ушу? Ездят ли Ваши подопечные на соревнования?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.