Блог о нелюбви к альпинистам

Так уж сложилось, что я не люблю альпинистов.

Ничего личного, я просто не понимаю как взрослые дяди и тети, имея друзей, родственников и прочих близких, бессмысленно рискуя и иногда жертвуя своими жизнями, жертвуют чувствами этих самых близких. Да что там жертвуют — плюют! Для меня такие люди являются по сути квинтэссенцией Безответственности, инфантилизма и неудовлетворенности. Альпинисты — порождения индустриальной эпохи, особенно расцвели в эпоху потреблядства, сублимация их энергии, никому не нужный романтический героизм всегда вызывали во мне чувство легкой неприязни. Я никогда их не осуждал, держал свое мнение при себе и т.д. Но вот этот материал поразил меня до глубины души!

Эверест давно превратился в кладбище. Трупов на нем не счесть и никто не спешит спускать их вниз.
Не может такого быть, чтобы людей оставили лежать там, где их застигла смерть.
Но в горах несколько иные правила.


Многие знают, что покорение вершин это смертельно опасно. И те, кто поднимаются, не всегда спускаются. На Горе умирают и новички и опытные альпинисты.

Но к моему удивлению, совсем не многие знают, что умершие остаются там, где их застигла судьба. Нам, людям цивилизации, интернета и города — по меньшей мере странно слышать, что тот же Эверест давно превратился в кладбище. Трупов на нем не счесть и никто не спешит спускать их вниз.

Недавно я рассказал об этом своему знакомому, так он мне не поверил.

Говорил, что не может такого быть, чтобы людей оставили лежать там, где их застигла смерть.

Но в горах несколько иные правила. Хорошие или плохие — не мне и не из дома судить. Порой мне кажется, что в них очень мало человеческого, но даже будучи на пяти с половиной километрах, я чувствовал себя не слишком хорошо, чтобы, к примеру, волочить на себе что-либо весом килограмм под пятьдесят. Что уж говорить о людях в Зоне смерти — высоте восемь километров и выше.

Не поленившись, специально для тех, кто еще не верит в мертвых на горе, я нашел некоторые воспоминания альпинистов и документальные свидетельства покорения всего лишь одной вершины — Эвереста.

Хочу предупредить вас что я специально не кладу фотографии в жж, а делаю их ссылками. Не всем приятно и интересно смотреть на брошенные в снегах тела. Нет в этом зрелище ничего хорошего и приятного. Лично я, когда смотрел на них, ощущал глубочайшую жалость. Несчастные люди, оставленные всеми на милость Сагарматхе.

Эверест — это современная Голгофа. Тот, кто идет туда, знает — у него есть шанс не вернуться. Рулетка с Горой. Повезет — не повезет. Не все зависит от тебя. Ураганный ветер, замерзший клапан на кислородном балоне, неправильный расчет времени, лавина, истощение и пр.

Эверест часто доказывает людям, что они смертны. Хотя бы тем, что когда поднимаешься видишь тела тех, кому уже больше никогда не суждено спуститься.

По статистике на гору поднялось около 1500 человек.

Остались там (по разным источникам) от 120 до 200. Можете себе представить? Вот очень показательная статистика до 2002 года о погибших людях на горе (имя, национальность, дата смерти, место смерти, причина смерти, добрался ли до вершины).

Среди этих 200 человек есть и те, кто всегда будет встречать новых покорителей. По разным источникам на северном маршруте находится восемь открыто лежащих тел. Среди них двое русских. С юга находится около десяти. А если отойти влево или вправо…

Расскажу лишь о самых известных потерях:

«Да, в горах лежат сотни трупов замерзших от холода и истощения, упавших в бездну». Валерий Кузин

-

«Зачем вы идите на Эверест?» спросили у Джорджа Мэллори.

«Потому что он есть!»

Я отношусь к тем, кто считает, что Меллори первым покорил вершину и погиб уже на спуске. В 1924 году связка Мэллори-Ирвинг начала штурм. Последний раз их видели в бинокль в разрыве облаков всего лишь в 150 метрах от вершины. Затем облака сошлись и альпинисты исчезли.

Загадка их исчезновения, первых европейцев оставшихся на Сагарматхе, волновала многих. Но чтобы узнать, что случилось с альпинистом, потребовались многие годы.

В 1975 году один из покорителей уверял, что видел какое-то тело в стороне от основного пути, но не стал подходить, чтобы не потерять силы. Понадобилось еще двадцать лет, чтобы в 1999 году, при траверсе склона от 6 высотного лагеря (8290 м) на запад, экспедиция наткнулась на множество тел, погибших за последние 5-10 лет. Среди них обнаружили Мэллори. Он лежал на животе, распростершись, словно обнимая гору, голова и руки были вморожены в склон.

-
-
-

Прекрасно видно, что у альпиниста сломаны большая и малая берцовые кости. С такой травмой он уже не смог продолжать путь.

«Перевернули — глаза закрыты. Значит, умер не внезапно: когда разбиваются, у многих они остаются открытыми. Спускать не стали — там и захоронили.»

Ирвинга так и не нашли, хотя обвязка на теле Мэллори говорит о том, что пара была друг с другом до самого конца. Веревка была перерезана ножом и, возможно, Ирвинг мог передвигаться и оставив товарища, умер где-то ниже по склону.

В 1934 году к Эвересту пробрался, переодевшись тибетским монахом, англичанин Уилсон, который решил молитвами воспитать в себе силу воли, достаточную для восхождения на вершину. После безуспешных попыток достигнуть Северного седла, покинутый сопровождающими его шерпами, Уилсон умер от холода и истощения. Тело его, а также написанный им дневник были найдены экспедицией 1935 г.

Известная трагедия, потрясшая многих, произошла в мае 1998 года. Тогда погибла супружеская пара — Сергей Арсентьев и Френсис Дистефано.

-

Сергей Арсентьев и Френсис Дистефано-Арсентьев, проведя на 8,200 м три ночи (!), вышли на восхождение и взошли на вершину 22/05/1998 в 18:15.Восхождение совершено без использования кислорода. Таким образом, Френсис стала первой американской женщиной и всего второй за всю историю женщиной, совершившей восхождение без кислорода.

Во время спуска супруги потеряли друг друга. Он спустился в лагерь. Она — нет.

На следующий день пять узбекских альпинистов шли на вершину мимо Френсис — она еще была жива. Узбеки могли помочь, но для этого отказаться от восхождения. Хотя один их товарищ уже взошел, а в этом случае экспедиция уже считается успешной.

На спуске встретили Сергея. Сказали, что видели Френсис. Он взял кислородные балоны и пошел. Но пропал. Наверное сдуло сильным ветром в двухкилометровую пропасть.

На следующий день идут трое других узбеков, три шерпа и двое из Южной Африки — 8 человек! Подходят к ней — она уже вторую холодную ночевку провела, но еще жива! Опять все проходят мимо — на вершину.

«Мое сердце замерло, когда я понял, что этот человек в красно-черном костюме был жив, но абсолютно один на высоте 8,5 км, всего в 350 метрах от вершины, – вспоминает британский альпинист. – Мы с Кэти, не размышляя, свернули с маршрута и попытались сделать все возможное, чтобы спасти умирающую. Так закончилась наша экспедиция, которую мы готовили годами, выпрашивая деньги у спонсоров… Нам не сразу удалось добраться до нее, хотя она лежала и близко. Двигаться на такой высоте –то же самое, что бежать под водой…

Мы обнаружив ее, пытались одеть женщину, но ее мышцы атрофировались, она походила на тряпичную куклу и все время бормотала: „Я американка. Пожалуйста, не оставляйте меня“…

Мы одевали ее два часа. Моя концентрация внимания была потеряна из-за пронизывающего до костей дребезжащего звука, разрывавшего зловещую тишину, – продолжает свой рассказ Вудхолл. – Я понял: Кэти вот-вот и сама замерзнет насмерть. Надо было выбираться оттуда как можно скорее. Я попытался поднять Фрэнсис и нести ее, но это было бесполезно. Мои тщетные попытки спасти ее подвергали риску Кэти. Мы ничего не могли сделать.»

Не проходило и дня, что бы я ни думал о Фрэнсис. Спустя год, в 1999-м, мы с Кэти решили повторить попытку добраться до вершины. Нам это удалось, но на обратном пути мы в ужасе заметили тело Фрэнсис, она лежала точно так, как мы ее оставили, идеально сохранившейся под влиянием низких температур.

-

Такого конца никто незаслуживает. Мы с Кэти пообещали друг другу вернуться на Эверест снова, чтобы похоронить Фрэнсис. На подготовку новой экспедиции ушли 8 лет. Я завернул Фрэнсис в американский флаг и вложил записку от сына. Мы столкнули ее тело в обрыв, подальше от глаз других альпинистов. Теперь она покоится с миром. Наконец, я смог сделать что-то для нее. Йен Вудхолл.

Через год тело Сергея Арсеньева было найдено: «Прошу прощения за задержку с фотографиями Сергея. Мы определенно его видели — я помню фиолетовый пуховый костюм. Он был в положении как бы поклона, лежа сразу за Джохеновским (Jochen Hemmleb — историк экспедиции — С.К.) „неявно выраженным ребром“ в районе Мэллори примернона 27150 футах (8254 м). Я думаю, это — он.» Джейк Нортон, участник экспедиции 1999 года.

Но в том же году был случай, когда люди остались людьми. В украинской экспедиции парень провел почти там же, где американка, холодную ночь. Свои спустили его до базового лагеря, а далее помогали более 40 человек из других экспедиций. Легко отделался — четыре пальца удалили.

«В таких экстремальных ситуациях каждый имеет право решать: спасать или не спасать партнера… Выше 8000 метров ты полностью занят самим собой и вполне естественно, что не помогаешь другому, так как у тебя нет лишних сил». Мико Имаи.

«Невозможно позволить себе роскошь нравственности на высоте более 8000 метров»

В 1996 году группа альпинистов из японского университета Фукуока поднималась на Эверест. Совсем рядом с их маршрутом оказались трое терпящих бедствие альпинистов из Индии — истощенные, занедужившие люди попали в высотный шторм. Японцы прошли мимо. Спустя несколько часов все трое погибли.

Крайне рекомендую прочитать статью участника экспедиции на Эверест из журнала GEO «Надине со смертью». О величайшей катастрофе десятилетия на Горе. О том, как из-за кучи обстоятельств, погибло 8 человек, в том числе и двое командиров групп. Позже по книге автора был снят фильм «Смерть на Эвересте».

Страшные кадры канала «Дискавери» в сериале «Эверест — за грянью возможного». Когда группа находит замерзающего человека, снимает его на камеру, да лишь интересуется именем, оставляя умирать в одиночестве в ледяной пещере.

«Трупы на маршруте – хороший пример и напоминание о том, что надо быть более осторожными на горе. Но с каждым годом восходителей всё больше, и по статистике трупов будет с каждым годом прибавляться. То, что в нормальной жизни неприемлемо, на больших высотах рассматривается как норма.» Александр Абрамов.

Тела на пути к вершине:

-
-
-
-
-
-

«Нельзя продолжать совершать восхождения, лавируя между трупами, и делать вид, что это в порядке вещей». Александр Абрамов.

Взято с http://turin-turin.spox.ru/ru/blog/177.pogibshie_al.html#read

45 комментариев

Ispolzovatel
Я не очень хочу спорить о своем вступлении к этому материалу, написано оно на эмоциях, может быть излишне энергично, но суть ясна.
klechik
альпинизм сродни нарциссизму, возведенному в абсолют. о чувствах близких людей действительно совершенно не думают. солидарен, плюсую.
AUS
Жуть ужасная!
horovodovodoved
Преодолеть гордыню – значит, стать субъектом своей жизни.
kev
Элементы организации советского альпинизма:
В базовом лагере всегда оставался человек на связи и спасгруппа. На выезде на связи был руководитель экспедиции.
Назначался регламент связи и контрольный срок (несколько часов после плследней связи). Если связи не было, спасгруппа готовилась к выходу.
За полчаса до истечения контроля спасгруппа стояла на линейке.
По истечению группа немедленно выходила на спасоперацию.
При получении сигнала о несчастном случае, всякая деятельность альплагеря прекращалась, начиналась общая спецоперация.
На маршрут выходила дежурная спецгруппа и перенаправлялись группы, ближайшие к несчастью.
Свидетельства очевидца.
kev
Вы просто не понимаете, какие мощные переживания у альпиниста.
В советском альпинизме этого не было.
Если несчастный случай, все снимались с восхождения и уходили на спасение.
Трупы обязательно спускались.
Ispolzovatel
София, я восхищаюсь Вашим максимализмом, сохранить его в наше время большая редкость. Но Вы не стесняйтесь выжигать в себе толерастию каленым железом, это неприятно, надо.
Давайте я чуть чуть подвину Вашу парадигму по поводу блога об альпинистах. Это блог не о ненависти и даже не о терпимости. Я это абсолютно утверждаю, как автор этого блога.

Этот блог о лицемерии. И о пдмене понятий блог.

Основной посыл моего блога состоит в том, что не надо прикрывать жестокость и бесчеловечность романтизмом, храбростью и отвагой.
Ispolzovatel
А еще не надо авторскую песню называть музыкой. «Поэтические рифмы стихов под три аккорда гитары семиструнной, вызывющие умиление на фоне пьяного угара» — пожалуйста. Но только не музыкой.
Ritulya
Можно я шепотом вклинюсь (блог все-таки не о музыке)? Буквально пару фраз.
Если Вы говорите о перепевках самых примитивных авторских песен пьяной компанией — так это я тоже не люблю. Но это не авторская песня. Это перепевка в меру своих способностей, интеллектуального развития и воспитания. Это, как в том анекдоте, когда Битлз по телефону напели.
Я же говорю об исполнении песен (с хорошими стихами) их авторами (хорошими гитаристами) в приличном зале для приличной публики. Я была в студенческие годы у Ивасей в ЦДХ и у Шаова тогда еще в бард-кафе. На Моцарта они не претендуют, хотя Шаов владеет классической гитарой, а у Ивасей аккорды и мелодия порой очень замысловатые. Но если исходить из Вашего понимания музыки (я послушала Kasabian), то авторская песня скорее ближе к выступлениям поэтов во времена черно-белых телевизоров, только под гитару. И поверьте, это не имеет ничего общего с Вашим определением: «Поэтические рифмы стихов под три аккорда гитары семиструнной, вызывющие умиление на фоне пьяного угара»
Сейчас была не попытка вызвать Ваш интерес к этому музыкальному жанру. Просто хочется, чтобы Вы поняли, почему это может нравиться вполне приличным и образованным людям:-)
Ispolzovatel
Ритуля, Вам спасибо за комментарий. Я же не говорю, что все обожатели этого жанра быдло и дураки. Это очень даже приличные люди. Я не против людей, я за них.
Я против определения «авторская песня» — музыкальный жанр. Сразу оговорюсь, что Kasabian не есть вершина музыкального искусства, у них есть несколько очень качественных, энергичных музыкальных композиций, что вызывает у меня здоровый интерес к новым вариантам музыкальных направлений и стилистик.
Так вот, музыка в авторской песне по определению вторична и примитивна. Примитивна скупостью аранжировки. Там только гитара и все. Я сейчас говорю о неком стандартном варианте исполнения.
Музыка, которая действительно меня потрясает на данный момент — это Вивальди, банальные Времена года в исполнении i musici по моему 1968 года. И еще меня переворачивает от коцерта для скрипки с оркестром op.3/12 — по моему так, лень смотреть как именно называется.
Для меня до сих пор не постижимо, как один человек может создать такую красоту, прописать такой объем партий для разных инструментов.
AlexRybin
Примитивна скупостью аранжировки. Там только гитара и все

Бетховен со своими концертами для фортепиано, Вивальди со скрипкой вместе с Зинчуком, Дидюлей и Блэкмором нервно хихикают на этом месте… :)
Ispolzovatel
Так Алекс, Вы давайте тут уже либо начинайте троллить качественно и смешно… Ну либо не начинайте.
Вроде бы моя мысль предельно проста и понятна. Я говорю про конкретных «бардов» с конкретным аккомпанементом.
AlexRybin
А я говорю про «там только гитара и все». Никакого троллинга, сама по себе фраза вызывает добрую снисходительную улыбку.
Особенно если учесть, что многие барды отлично владеют гитарой, а из одноинструментная музыка сложно звучит. :)
Ispolzovatel
Ок. Я Вас понял. Тогда слушаем это и не путаем качество музыкального материала с исполнительским мастерством.
horovodovodoved
Вот как сейчас помню, приехали мы на Угру (река значит), поставили палатки, шашлык горяч и водка холодна. В момент созерцания заката и стяжения благодати одна барышня тихонько запела нарушая момент истины. Эх!!! Жаль гитары нет,какбэ тонко намекнул я, ну вымысле не стоит «сеанс ломать»…
Есть!!! радостно взвизгнула она и быстро сбегав в машину вернулась с инструментом.
Короче не начав слушать репертуар пришлось ретироваться в сторону реки.
Через час, вопли стихли, то ли напитки сделали свое дело, то ли струна порвалась))) я вернулся и продолжал постигать Дао в компании высидевших у костра соратников.
AlexRybin
Хм… Вообще, пение — это так естественно… :)
Особенно для женщин. И так странно, что многие этого сейчас стесняются. :) Прогресс сделал свое дело?
Ritulya
Сначала хотела написать, что нет, т.к. сама периодически в такой же ситуации оказываюсь. В смысле, в ситуации horovodovodovedа, а не его барышни:-)
Но вспомнила, что иногда все-таки удается аккуратно отобрать гитару, например, отправив барышню помочь на стол накрывать:-) Это лучше, чем поддерживать в ней уверенность, что она талантлива, и всем все нравится.

Вообще, конечно, полезно говорить правду, если тактично, без наездов. Я пытаюсь, в жизни помогает :-)
AlexRybin
С другой стороны, бардовская песня выполняла раньше в ссср ту же роль, что рок/панк на рападе раньше, или рэп сейчас. :) Поэтому лирическая составляющая так же важна. :)
Dmitry
О да… Вивальди. Времена года. Обожаю. В машине иногда слушаю — это гениально.
Ritulya
И аранжировка встречается, и мелодии не примитивные. Не бывает «стандартного варианта», сколько авторов, столько и вариантов, как и в любом другом жанре. Но Вы правы, текст очень важен. Но от этого авторская песня не перестает быть музыкальным жанром. Иначе и рэперов нужно вычеркивать, и Петра Мамонова со Шнуром.
Кстати, я не считаю, что Kasabian — это плохой вкус и что эталоном обязательно должна быть классика. В каждом из жанров есть достойные представители. И у Шнура есть интересные вещи.
Но я Вас поняла. Для Вас музыка (по крайней мере на сегодняшний день) — сложная многоголосная инструменталка… Прекрасный выбор. Честно, без ехидства. Но это тоже всего лишь одно из направлений. Хотя и это не важно. Главное, что кто-то услышал, что авторская песня — это не только барышня horovodovodovedа:-), но и Высоцкий, Розембаум, тот же Щербаков, Егоров, Никитины, Шаов и далее по списку. Ведь чтобы понять, как ЭТО можно любить, надо хотя бы говорить об одном и том же.
nemez
Но вот этот материал поразил меня до глубины души!

А что именно поразило?
Ispolzovatel
Немец, я уже почти час думаю над остроумным ответом на Ваш вопрос. И ничего не могу придумать!
nemez
Хорошо, помогу. Больше всего поразила то, что люди могут бросать других людей умирать и не помогают им?
AUS
Помочь умирающему и отказаться от восхождения, либо пусть умирает, так как нет желания отказаться от собственных амбиций стать выше всех! Хоть на миг! Там почти все такие на высоте 8 км. Высота людей меняет.
Как правило, чем выше человек над другими, тем бесчеловечней!
nemez
Помочь умирающему

А есть у них возможность это сделать?
kev
Советские альпинисты таким вопросом не задавались.
Надо пытаться до последнего.
С иностранцами не общался.
nemez
Надо пытаться до последнего

Они и пытаются, а тот, кто переступает это «последнее» рядом остается.
kev
Пожалуй, мы добрались до границ моей компетентности.
Надо спрашивать тех, кто бывал на восьмитысячниках.И я могу говорить только о советском альпинизме.
Альпинист, прошедший мимо погибающего, стал бы в этой среде отверженным.
Как после жить?
nemez
Как после жить?

Радоваться, что выжил.
nemez
Там их встретил
Анатолий Букреев. Несчастные как смогли объяснили ему, где ожидают помощи пятеро их замерзающих товарищей, и, забравшись в палатки, отключились, Букреев, который вернулся в лагерь почти семь часов назад, с наступлением темноты забеспокоился и отправился на поиски пропавших, но безрезультатно. В конце концов он вернулся в лагерь и дождался там Нейла Бейдлмана. Теперь русский выходит на поиски несчастных.: Действительно, через час с небольшим он видит в буране слабый свет фонаря. Самый сильный из пятерых все еще в сознании и, по-видимому, способен дойти до лагеря сам. Остальные неподвижно лежат на льду — у них нет сил даже говорить. Ясуко Намба кажется мертвой — снег забился в ее капюшон, нет правого ботинка, рука холодная. как ледышка. Осознав, что он может оттащитьв лагерь лишь одного из этих бедняг, Букреев подключает к маске Сэнди Питтмэн принесенный баллон с кислородом и дает понять старшему, что постарается вернуться как можно скорее. Потом он с одной из альпинисток бредет к палаткам, За его спиной разыгрывается кошмарная сцена. Правая рука Ясуко Намбы вытянута вверх и полностью обледенела. Полумертвая Сэнди Питтмэн извивается на льду. Бек Уитерз, до сих пор лежавший в позе эмбриона, вдруг шепчет: «Эй. я все понял!», откатывается в сторону, садится на, выступ скалы и, расставив руки, подставляет тело обезумевшему ветру. Через несколько секунд сильный порыв сдувает его в темноту. Букреев возвращается. На этот раз он тащит к лагерю Сэнди Питтмэн, позади него бредет пятый. Маленькая японка и ослепший, охваченный бредом Уитерз признаны безнадежными, их оставили умирать.(Здесь)
Букреев нашёл её через год и извинился перед японцами, что не смог её спасти (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87)
kev
Сильно!
Плюс не поставил потому, что трагично.
Но наши альпинисты ходили иначе.
На Эверест снаряжалась мощная экспедиция.
Наверх уходили восходители и группа поддержки.
Когда основная группа уходила на маршрут, в базовом лагере сидела спасгруппа.
Спасали и своих и чужих.
allexx007
правда? простите, но от своего тренера я слышал иную историю… она заключалась в том, что наши шли по маршруту, которым не шел никто, а посему и помогать там было некому… впрочем, возможно, это было лишь про одну из экспедиций…
кстати, если рассматриваете высоту, можете рассмотреть и глубину — там схожие законы…
kev
Я не точно сформулировал.
Наши на Эверест прошли по нехоженному маршруту.
Я просто знаю аналогичные истории на Кавказе, Памире.
Спасали, не разбираясь и своих и чужих.
Сейчас я не знаю ситуации в альпинизме.
В Советское время в горах трупов не оставляли.
sofia
Как в прямом, так и в переносном смысле? Вы какой смысл в первую очередь имели в виду?
pikodm
Комментарий в стиле Декстера Моргана.
Monochrome
Да, это страшно. Можно ли, нельзя, высота, все дела… Но факт того, что прямо на горе остаются тела людей, мимо которых проходят другие, это жуть.
40-40
Эту статью уже много лет обсуждают. Я не рисковый человек, экстремальные виды спорта не одобряю, особенно когда за спиной дом, дети, жена, стареющие родители но если постараться быть объективным, набросаю вопросы:
1. Самое очевидное — нужно самому забраться на 8 тык метров и посмотреть на что ты будешь способен в физическом плане — т.е. вообще реально ли там кого-то отковырять или даже спустить на себе лишнии 100 кг, даже если человек еще живой.
2. Может быть альпинисты там какие-то бумаги подписывают, обязуясь не лезть. Все сурово — один упал, ты и твой напарник за ним полезли, тоже упали… теперь вас там трое… значит спасать вас должны идти минимум человек 10 из которых рядом с вами может оказаться еще человек 5… и вот вас там уже 8 человек… суроый мир, суровые правила.
3. У человека в жизни было все хорошо, раз он так рвался на эту гору. Это было его мечтой. Он годами к этому готовился, мог разговаривать только и только о горе. Он ей жил. Приехал туда, вот уже пол мечты сбылось. Полез… не долез. Умер, исполняя свою мечту и находясь в единственном месте на планете где он всю жизнь хотел быть. И тут появляетесь вы и начинаете его останки оттуда вытаскивать, спускать на грешную землю и волочь через весь мир отдаляя его от мечты. Есть вариант, что его душа в этот момент будет крыть вас матюками.
kev
На восьми не бывал, на 4.600 ходил.
Разница существенная, но я общался с людьми, которые забирались выше.
Никто не думает о том, что будет после гибели, но остаться на горе -брр.
В советском альпинизме труп спускали.
Только при падениив трещину его найти невозможно.
kev
Травматизм в горах ниже автомобильного травматизма.
Только звучит страшно: «Иван сорвался в трещину. Труп не найден.»
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.