Журналистика без редакции. Вспоминая лето. И дождь, и град: Дикая мята

В самой глубинке Подмосковья состоялось продолжение международного фестиваля на открытом воздухе – Дикая Мята. Выступило порядка тридцати групп и исполнителей, приехало много народу, но эффект от действа подмочила погода и некачественная организация акции.
ДОРОГА
Раньше Дикая мята проводилась в Московской области, как однодневный фольковый фест, но с прошлого года акция переехала в Калужскую область. Точнее, в комплекс Этномир, что расположился неподалеку от поселения Совьяки Боровского района. До открытия музыкального слета тему усиленно пиарили и рекламировали где только можно, в амплуа нечто фантастического. Цена вопроса оценить на три дня Дикую мяту весила для обычных посетителей – 1500 рублей. Что представляет из себя мероприятие мне удалось узнать, посланному редактором добровольно–принудительно во глубину сельской местности Боровского района. Отправной точкой выезда стала центральная автобусная остановка города Боровска возле мемориала с вечным огнем, погибшим во второй мировой, за который, типы гопнического вида повадились бегать справлять нужду. Между прочим, тут же находился парадный вход местного краеведческого музея. В общем, до Этномира реально можно доехать на «экспресс-газеле», за плату в 20 рублей. По иронии судьбы некоторые люди, стремящиеся на Дикую Мяту, безуспешно искали бесплатные автобусы, анонсированные на сайте http://allfest.ru, но только из Балабанова. Не найдя их, и проигнорировав стандартную маршрутку, потом платили 200 рублей таксистам.
МЕСТО
Получив аккредитацию на «рецепшене», какое не наше слово, я устремился в уже знакомый по спортивным чемпионатам двор Этномира. Как и гласил пресс-релиз, музыкальная часть Дикой Мяты проходила сразу на двух сценах – главной «Green» и дополнительной, попроще — «Веранда», между которыми выросли десятки торговых лотков и развлекательных центров. Предлагали многочисленные вариации «Макдональдса», экологические продукты, этнические сувениры, детские игры конструкторы, делали временные тату. Также имелись шатры – «Красота», «Здоровье», где платно или бесплатно учили трансовому дыханию, спа, и читали лекции о проблемах старения. Для мастер-классов предусмотрели площадку «Green Age», там демонстрировали и вещали: от навыков создания тряпичных кукол, до, опять-таки, поучений о счастливой жизни и тому, к чему я имею здоровый скептицизм – «расклады на Алтын рунах» и прочей «магии», так сказать происходили мероприятия по облегчению кошелька. На еще одной, локальной сцене «Air», весь фест делали постановки состязаний в разных видах борьбы, огненные и массажные шоу, и разок встретились с Виктором Гусевым. Повсеместно, где предлагали платные услуги, цены кусались. Например, пол-литра заваренного чая стоило 100 рублей, вареноё яйцо – 30, тарелка супа 80-150, чашка плова – 120, сэндвич – 100, порция салата – 150 рублей и т.д.
Что касается обустройства посетителей, основе любого действа, то за многочисленными декорациями коммерческой инфраструктуры имелись жирные проблемы. Палаточный лагерь разместили на бывшем картофельном поле, с характерными неровностями. Устроители не почли за труд произвести необходимые мероприятия по выравниванию площадки для установки палаток, да и просто для нормального перемещения людей по лагерю. Зарядивший, с перерывами, дождь сделал пространство лагеря и фестиваля территорией грязи и луж. Место под палатку давали не просто так, а за 600 рублей. Кто приехал без «тряпичного домика» мог арендовать на месте, расценки заставляли округлить глаза – «2-х местная палатка – 800 рублей в сутки, 3-х местная палатка – 1000 рублей в сутки, 4-х местная палатка – 1200 рублей в стуки». Для справки в Обнинске взять на суточный прокат 3-4 местную палатку весит в 200 рублей.
Рядом со «стойбищем» имелся лес, но туда народу запретили заходить. За нерушимостью границ подсматривали охранники, нанятые из числа среднеазиатских иммигрантов; к слову сказать, во всем Этномире среди персонала коренные жители России в меньшинстве. Что нереально доставало – организаторы запретили привозить с собой провизию и горелки, и разводить костры. Пищевые припасы люди разумно все-таки проносили в лагерь. Снабжение кипятком было поставлено халатно, а вода отдавала химией. Могут обвинить в голословности, поэтому процитирую одну из топовых туристических блогеров Autumn flavour: — «Вечером кипятковая закрылась прямо перед нашим носом – угрюмый мужик буркнул „на сегодня – все“ и захлопнул крышку бака. Наутро кипяток купить удалось (30 рублей литр), но когда сделали чай, то обнаружили – вода сильно пахла дешевым моющим средством». http://autumn-flavour.livejournal.com/964097

ПЯТНИЦА
Ну что ж, пробил час, отправимся прямиком к аренам Дикой Мяты. Первый день крупномасштабного гига шел под флагом якобы «иберийской» культуры, но вопреки такому анонсу, сцену прочно оккупировали грузинские ансамбли, играющие винегрет из рэпа, джаза и шансона. Иберийскую бирку поставили из-за мнимой родственности испанцев с грузинами, опровергнутой всеми учеными мира. Групп с Иберийского полуострова было всего две, зато грузинских целых шесть, и все на второстепенной сцене «Веранда». Фестиваль дал голос в 18 часов вечера. За вечер на сценах отметились: Oquestrada (Португалия), Tonino Carotone (Испания) и Modi-party, Asea Sool, Soulmama, Sophie Villy, Эгари, Нино Катамадзе (Грузия). Наибольший интерес вызвала банда Oquestrada, с голосистой девушкой Мирандой на вокале, – их встречали несколько тысяч фанов. День закрылся пресс-конференцией: организаторы плюс главные музыканты. Вел пиар дело, как и все последующие, продюсер фестиваля Андрей Клюкин. Так-то пресс-конференции, их потом делали несколько в день, делались двойные: первую половину говорили держатели Этномира – Руслан Байрамов и Пак Сонг, для малой группы журналистов, потом приходили звездные музыканты, и репортеров заметно прибавлялось. Ночью для не спящих включили анимацию от British Animator Awards – 2012, австралийцев Ars Electronica – 2011 и показали короткометражные фильмы от активистов продвижения велодвижения в России – Let’s bike It.

СУББОТА
Вторые сутки фестиваля, заявленные как «День Северных земель», обещали более насыщенную программу, но все перечеркнул многочасовой дождь, и нордически холодная погода; градусник не поднимался выше + 10. Для десятитысячного меломанского племени погода стала естественным отбором: кто не выдержал сервиса или простыл – уехали, многие мерзли в палатках на утонувшем в грязи поле. Меньшинство перемещалось от сцены к сцене. Гвоздем субботней программы я, безусловно, назову группы – Katzenjammer (Норвегия), их определили на «Green» сцену, и Инну Желанную, для которой забили, как ни странно «Веранду». Первые – четыре норвежские дамы, чье название команды переводится как «Кошачьи вопли», делали музыку на таких редких инструментах как – банджо, мандолине. Инну Желанную не надо представлять – меланхоличный фольк-рок с двадцатилетней историей. Кроме вышепохваленых играли с 12 часов до часу ночи: Doppelbock (Швейцария), Budzillus (Германия), Värttinä (Финляндия), Начало века, Отава Ё, Oyme, Матрёха, Тинтал, ИваНова, Иван Купала, Анна Хофман, Чё Морале оркестр, Видели! Знаем, Женя Любич, Inwhite, Анна Пингина, Theodor Bastard, Safety Magic, Billy's Band (Россия). Если говорить о стилях, то это: рок, соул, фьюжен и трудно идентифицируемые этно-проекты. За полночь, как и в предыдущую, повторилось анимационное зрелище. Свои картины презентовали Юрий Норштейн и японец Хаяо Маидзаке. Для многострадальных журналистов день стал максимально насыщенным – четыре пресс-конференции, правда, только две из них были заточены под музыку.
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Воскресенье не предвещало чего-то позитивно фееричного: к полудню яростно лупил дождь, переходящий в град. От многотысячной орды посетителей активничала продрогнувшая кучка, остальные прятались, а я грустно, забыл дома зонт, фиксировал происходящее в памяти. К половине четвертого вокруг «Green» сцены собралось максимум полторы сотни человек, еще меньше заинтересовалось сценой «Веранда». На первой долго и упорно играли растоманский шансон, на второй – растаманскую, опять-таки преимущественно, реггу. Если бросаться именами – Bubamara, Brass Band, Опа!, Yoki, Exilados, Добраночь, RasKar, Xena, Mamaband, Morj, Selfplayers (Россия), Куйбул (Молдавия), Африканда (Африка). На «Веранде», впавший в экстаз хиппи, прямо со сцены нес агитацию в честь употребления легких наркотиков. Растоман по жизни, или до смерти, как говорится.
Самый смак днем, с точки зрения предвзятого меломана, имел место в районе свободной площадки «Green Age». Там собрались участники уже отыгравших в течение фестиваля банд, я подозреваю самых «тяжелых» по звучанию, и джемовали, выдавая инструментальную психоделику. Ребята, часа три подряд, делали качественную импровизацию, смешивая различные заморские инструменты с добротной работой гитаристов и ударника. Численность аудитории их особенно не парила: были моменты, когда она сползала до уровня трех-пяти человек, или возрастала до тридцатки. Рядом продавали чай матэ.
В четыре часа дня состоялась, шестая по счету от открытия Дикой мяты, пресс-конференция. Организаторы Мяты и владельцы Этномира сказали много-много дежурных фраз о царящем здесь добре. Продюсер фестиваля Андрей Клюкин посетовал на то, что в радио и ТВ эфире звучит не интересная людям музыка. Дико рассмешил один журналист, задавший вопрос, – нельзя ли сделать один день Дикой мяты вне курения. Интерес к формам здорового образа жизни нарисовался не случайно, – устроители заявили мероприятие как «трезвое». Как ни странно, но при этом пиво продавали тоннами, так что можно сказать – четко прослеживался модный и несостоявшийся закос под ценности прямолинейной фракции хардкор сцены.
Также летучка дала возможность оценить уровень общения Романа Ягупова, вокалиста молдавской банды Zdob Si Zdub, лидера SunSay (Украина) и американца Джона Форте. Чернокожий Джон Форт, дреды до поясницы, ничего интересного не выразил, ограничился исключительно дежурными фразами, про свою любовь – «делать крутую музыку». Кстати, его переводчик где-то потерялся, переводила журналистка с зала. SunSay тоже отвечал тактичными шаблонами. Стоит остановиться на реплике Романа Ягупова:
— Я часто и много играл в Европе, например, в сербском фестивале Exit, венгерском Sziget, польском Woodstock. Zdob Si Zdub бывал в Дании, Австрии. Что стоит отметить, например, в Австрии, семнадцатилетние подростки с утра накачиваются алкоголем, а к вечеру они в неадеквате. Здесь в России я не видел ни толп пьяных на Дикой мяте.
Революционный переворот в воскресенье пробил с восхождения Zdob Si Zdub на «Green» сцену в начале пятого часа вечера. Неожиданно взошло многожданное яркое солнце, и откуда-то из-под земли, нет, из палаток, набежало тысячи две-три фанов, и начался реальный отжиг. Пелись на одном дыхании – Здубий батець таре, Кодрий, Дунеря, Миорица, Руца руца, Чокырлия и Чимпой. Кое-кто, забыв про обувь, пританцовывал в пропитанной глиной мокрой траве босиком, попутно радуясь выглянувшему солнышку. Команда лабала порядка часа, при большой поддержке зала. Играли своеобразный фольк-метал – бессарабские, украинские и балканские вкрапления, при достаточно приятной «тяжести» звучания, тема чем-то напоминала пуэрториканцев Puya, в их ранней стадии развития. Zdob Si Zdub более чем известная в Европе капелла, в свое время делили сцену с известными поп-альтернативщиками как Red Hot Chili Peppers, Fun Lovin' Criminals и Rage Against the Machine.
Всему хорошему приходит конец, и люди, отвечающие за техническое обеспечение сцены, попросили проследовать всех на «Веранду», надо было подготовить площадку под сет Горана Бреговича. До серба оставалось часа полтора, а на «Веранде» должны были что-то играть хиппи из Radikkl Beatz, Петербург. Приглашение послушать питерский состав прямо рассеяло люд; до «Веранды» дошло максимум сотни три человек. Но у Radikkl Beatz не срослось с аппаратурой, – полчаса возни, и их место заняли исполнители регги – SunSay.
Закрыл Дикую мяту, на «Green сцене», сербский исполнитель Горан Брегович, позиционирующий себя в амплуа «посла Балкан в мире». Состав Горана часто именуют «похоронно-свадебный ансамбль». Раскаты его выступления разносились за 3-5 километра за пределы Этномира. В толпе ценителей подняли несколько сербских флагов, а нынешняя Дикая мята ушла в историю рок сцены России и стала объектом критики и воспоминаний в блогах.
Финальное – моё скромное мнение: устроители мега акции забили лист исполнителей чрезмерным количеством составов, тридцать, большинство из которых интересны меньшинству посетителей. Экзотические группы практически никто не слушал, а полноценное внимание народа срывали только 2-3 команды в день. Собственно, в воскресенье игра Zdob Si Zdub и Горана Бреговича показала, кто ради кого приехал.

С места событий: Михаил Заречный
Опубликовано – «Моя газета»
Авторская версия

1 комментарий

Student666
На летнюю ностальгию пробило :(
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.