Как Мы видим свою Россию

В какой стране мира не окажешься — к России всегда есть своё собственное, ни на кого не похожее отношение.

Во Франции нами искренне, по старой памяти, интересуются, хотя некий элемент снобизма всегда имеет место. В Британии до нас нет никакого дела. В Сербии ещё верят, что случись беда — Россия придёт на помощь. В Италии узнают в русских себя — такая же весёлая безответственность сквозит в национальном характере. В Китае улыбаются, но втайне называют Россию «большим тонущим кораблём». В Польше всё понимают с полуслова — они ближе всех к нам, они знают нас как облупленных. В Германии ещё помнят кое-какие и нам памятные события, ещё не забыли — и элемент уважения присутствует…

Но, пожалуй, есть единственная черта, которая объединяет все страны — нынешнюю Россию за её нынешние дела и в нынешнем её состоянии никто не любит. Да и в принципе не знает.

Россию могут уважать, или признавать, или даже любить — за то, какой она была.
Собственно, а что мы хотели?

Как будто мы сами себя за что-нибудь очень сильно любим. Я не говорю о доверчивых посетителях селигерских болот — детская психология, равно как и детская агрессия — не наша сегодняшняя тема. Но вот вменяемый взрослый человек — он что, имеет какие-то причины для разумной гордости нынешней Россией?

9 мая, Минин и Пожарский,
1812-й,
Гагарин
и даже 1917-й — тут всё понятно, ну а дальше-то что?
День Конституции, может, нас всех вдохновляет? Или равноудаление олигархов? Или неразумно длинная война в Чечне, в которой непонятно кто победил?
(Оцените, кстати, парадокс — за то, что Сталин в течение одной ночи вывез всю Чечню в Казахстан, его ненавидят,
а за то, что наши правители 10 лет ту же Чечню бомбили, их несказанно почитают).

В общем, когда мы жалуемся, что нас на Западе не ценят и не понимают, надо обратиться к зеркалу и честно себя спросить:
а чего ценить-то? Чего понимать? Наша газовая труба требует какого-то метафизического осмысления? Наша нефтянка нуждается в уважении?

Кино наше они не смотрят (как будто у нас вся страна посмотрела «Шапито-шоу» или «Изгнание»),
музыку не слушают (как будто то, что мы сами массово слушаем, прилично показать кому-то),
статус великой театральной державы как-то поистрепался,
в спорте тоже от года к году успехов всё меньше.

Наука? Ну, только если под наукой понимать тонны российских мозгов, ежегодно уезжающих на Запад.

Ужасная российская военщина? Если её боятся, то старые и отмороженные европейские либеральные параноики, а знающие люди знают нашей военщине цену, она невелика.

Тут вот проплывали российские корабли мимо Шотландии, случайно заплыли в чужие воды.
Шотландцы на это сказали британцам: нам пора отделяться от вас, потому что если бы у нас был свой личный флот,
а не флот объединённого королевства, то никакие русские тут никогда бы не показались.
Знают, что говорят. Нас сейчас любая Шотландия может на место поставить.

Чернокожие пираты без проблем могут захватить какой-нибудь русский корабль у берегов Африки,
взять туристов в заложники, и сколько им не кричи, что ты приехал из великой российской империи, — они даже не поймут, о чём речь.

А вот Советский Союз иногда ещё помнят — люди, естественно, старшего поколения.

Выступали мы однажды в Индии с одним замечательным российским писателем, очень мною любимым, но, к несчастью, тотальным антисоветчиком.
В зале сидят почётные индийцы в своих чалмах, слушают. Степенно кивают чалмами.

По старой своей привычке писатель начал костерить советскую власть (на Западе это неизменно пользуется успехом)
— индийцы послушали-послушали и вдруг вышли из зала. Все, сколько были, — человек 15.
Остались только трое представителей российской делегации и я. Никто даже не понял, в чём дело.

Я вышел вослед за индийцами, спрашиваю через переводчика, что стряслось, а у них даже губы трясутся: да как он смеет?
он знает, сколько здесь всего понастроено советскими инженерами и учёными?
он знает, сколько нашей интеллигенции отучилось в советских университетах?
он отдаёт себе отчёт, что ваша страна в своё время дала нам колоссальную надежду на то,
что третий мир может стать первым миром — и мы через десятилетия пронесли эту надежду?
что если бы создали силовую линию Индия — Китай — и бывший Союз — нам бы не было в мире равных?
Обиделись, в общем.

В Египте, как ни странно, та же история. Притом что Египет вышел из-под влияния Советского Союза куда раньше и антисоветская пропаганда там велась сильнейшая.

Однако тысячи египтян успели отведать советского, без иронии говорю, дружелюбия,
а заодно и стали свидетелями возведения нашими мастерами Асуанской плотины — которую они сами называют пирамидой XX века
(плотина значительно увеличила посевные площади в Египте, в деревнях появилось, наконец, электричество,
по устойчивости она считается фактически вечной, мало того, в неё может поместиться 17 пирамид Хеопса).

Там у меня был один чудесный знакомый египтянин, закончивший, кстати сказать, консерваторию в Союзе,
я его под водочку всё расспрашивал, как египтяне в итоге отнеслись к антисоветской пропаганде. Он мне с такими изящными восточными интонациями отвечает: «Пропаганда пропагандой, а плотина-то — стоит!»

Вот в чём дело! — понял я тогда.
Можно раздувать щёки и пускать в глаза облака пыли, можно звенеть шпорами и хмурить брови, но плотина всегда окажется весомей.

На Кубе история совместной дружбы приобрела куда более трагический характер.
Реакция на новость, что ты из России, в общем, всегда была приветливая, но такая… с затаённой грустной улыбкой.

Какое-то время эта тайная печаль была мне непонятна, но потом я улучил момент и спросил, в чём дело, у одной умной и достаточно взрослой девушки.
Она и разложила всё по полочкам:
1980-е гг. на Кубе — это был рай, Советский Союз очень помогал, люди жили очень хорошо, у всех была работа, у всех была вера.
1990-е гг. — это был ад, все потеряли работу, все потеряли веру, все потеряли всё.
К тому же в 2001 г. приехал молодой российский президент и закрыл военную базу в Лурдесе.
Она, между прочим, приносила сотни тысяч долларов в кубинскую казну.

Я знаю, что вы готовитесь мне сказать: что, мол, и правильно, и хватит кормить этих дармоедов, о себе лучше позаботиться.

Ну и что, позаботились? Стали богаче? Кто-то увидел эти сэкономленные на военной базе в Лурдесе сотни тысяч долларов?
Нет, кто-то, конечно, увидел, но не мы, не мы.

Потом, серьёзно относящиеся к себе державы именно так себя и ведут — они кормят дармоедов, растят своих сукиных детей на всех концах планеты,
усаживают их в президентские кресла.
А что вы хотели, это политика — с уходом Советского Союза из этой политики ничего не изменилось, всё осталось точно таким же!
А нам-то объяснили, что эта кровавая катавасия творилась исключительно по нашей вине. Как бы не так!

Собственно, а что мы хотели?
Как будто мы сами себя за что-нибудь очень сильно любим.

Но Бог с ней, с военщиной.

В какую страну не приедешь — хоть в Италию, хоть в Польшу, хоть в Испанию — везде одна и та же история:
Россия закрывает кафедры изучения русского языка за границей,
Россия фактически не занимается поддержкой русской культуры за кордоном,
Россия давно и бесповоротно признала это нерентабельным и неэффективным, понемногу сбрасывая с себя обязательства перед людьми,
которые стремились говорить на русском и работать для России.

Русский учили в школе, не говоря про университеты в десятках стран — сейчас не учат почти нигде. А зачем учить, если мы сами в этом заинтересованы меньше всего.

В итоге то, что бросается в глаза из нашего, исконного, русского за рубежами — так это,
во-первых, туристы,
во-вторых, огромные портреты Натальи Водяновой, супермодели, рекламирующей новую линию нижнего белья,
в-третьих, книги Льва Толстого, Достоевского и Чехова в любом книжном магазине.
Да, и ещё тысячи битых-перебитых «жигулей» в Азии, в Индии и на Кубе.

Про туристов ничего говорить не стану, вы сами были туристами, знаете, как мы там себя ведём и как к нам относятся.

У Натальи Водяновой первый муж был английский лорд, и другой, нынешний, муж — тоже англичанин, и сама она живёт под Лондоном,
так что никого особенно и не волнует, русская она или нет.
Безусловно, появление русских подруг почти одновременно у Мела Гибсона, Микки Рурка, Роналдо, гитариста «Роллинг Стоунз» Ронни Вуда
и ещё целого отделения голливудских и прочих звёзд на время продемонстрировало наличие у нас, русских, некоего потенциала.
Только что это за потенциал и куда его применять, так и осталось невыясненным, тем более что Гибсон в ужасе развёлся,
Рурк, наученный горьким опытом Гибсона, так и не женился,
а Вуд периодически пытается забить свою Катю Иванову подручными предметами.

Остались Толстой, Чехов и Достоевский, ну и для тех, кто ценит музыку — Чайковский, Рахманинов и Шостакович.

Нашу литературу почитают, непрестанно переиздают — причём всё в новых и новых переводах, экранизируют, ставят в театрах, изучают —
идёт непрестанная работа с этим великолепным наследством.

Мы действительно мало себе отдаём отчёт в том, что если современный мир и думает о нас хорошо, то лишь благодаря великим нашим бородатым классикам.

Есть весьма распространённое мнение, что мировая культура знала четыре необъяснимых чуда
— античность, возрождение, немецкая музыка XVIII в. — и русская литература XIX в.
Газ и нефть когда-нибудь кончатся, и никто не вспомнит о них добрым словом, а «Война и мир» останется навсегда.

Другой вопрос — а есть ли нам сегодня как поддержать свой статус великой культурной державы. И тут, как ни крути, снова придётся вернуться к политике, будь она неладна.

В течение почти всего XX в. наша страна была субъектом мировой политики, вследствие этого литература рассматривалась
как один из инструментов экспансии — антисоветской или просоветской.
Поэтому были востребованы, с одной стороны, Александр Солженицын, Василий Аксёнов или Иосиф Бродский,
а с другой, активно переводились собственно советские литераторы — Евгений Евтушенко, Юрий Бондарев или Юлиан Семёнов
долгое время имели очень большой успех во многих странах.

Сегодня Россия — пора назвать вещи своими именами — воспринимается за рубежом как страна третьего мира.
В этом смысле наша литература немногим интереснее на Западе, чем литература каких-нибудь третьестепенных азиатских или африканских стран.
То есть интересна, но очень в меру.

Но если бы, к примеру, русский писатель получил в ближайшее время Нобелевскую премию — это, безусловно, дало бы колоссальный импульс к продвижению русской литературы. Потому что, если вы не знаете, Нобелевская премия — это тоже большая международная полтика. Однако есть подозрение, что эта тема волнует нашу власть менее всего.

Возникает естественный вопрос: есть ли в России писатели, достойные той же Нобелевки?

Ответ однозначный: конечно, есть.
Этой премии вполне могли быть удостоены и признанные мастера, например, Андрей Битов или Эдуард Лимонов, или Валентин Распутин, и писатели более молодые.
Скажем, по любым канонам роман «Каменный мост» Александра Терехова, или трилогия «Оправдание», «Орфография», «Остромов» Дмитрия Быкова,
или роман «Язычник» Александра Кузнецова-Тулянина,
или несколько романов Алексея Иванова — всё это литература высокой пробы, нисколько не уступающая последним «нобелиатам».

Самые реальные претенденты на Нобелевку на сегодняшний день — Людмила Улицкая и Виктор Пелевин, но что-то мне подсказывает,
что Нобелевский комитет вновь предпочтёт либо писателя из страны с «динамично развивающейся демократией»,
либо всё-таки выберет реально сильного литератора, но точно не из России.

Выход, собственно, один: вновь сделать Россию сверхдержавой, тогда впечатлительные иностранцы вновь заинтересуются нами и
спешно начнут переводить, что там насочиняли эти русские.

Да и великое кино, да и великую, как ни странно, музыку, да и тем более великие спортивные достижения могут позволить себе только великодержавные субъекты,
а не периферийные хранители нефтяных вышек.

Но только как нам суметь построить такую плотину, которые мы могли себе позволить в 1960-е гг. возвести в Египте, — хотя бы у себя дома?
Как нам соорудить такую военную базу, которую мы могли себе позволить полвека назад на Кубе — хотя бы у себя дома?

Какую надежду нам дать миру, когда мы сами не имеем никаких определённых надежд,
кроме этих непрестанных заклинаний на тему «лишь бы не было войны», «лимит на революции исчерпан» и ещё там что-то про эволюцию.

Вы наверняка в курсе, что в Египте никто не знает, как всё-таки была возведена пирамида Хеопса и ряд иных пирамид.

Я однажды тихо спросил у египетского своего товарища, могли ли египтяне построить пирамиды.
Он небрежно кивнул головой за окно автобуса, где шли по своим делам тысячи египтян, и спокойно ответил: «Эти — нет».

Сдаётся мне, что нас ждёт подобная судьба, и когда какой-то досужий турист поинтересуется, глядя на наших суетливых потомков,
могли ли эти люди кроить по своему желанию планету, строить Асуанскую плотину,
забираться с ногами в космос, мечтать о мире, описанном в книгах ранних Стругацких, — туристу ответят: «Эти — нет».

И добавит: «У этих — стабиль-ность».

Захар Прилепин

29 комментариев

shokolad
много букв, но и очень много умных мыслей!(не моих, но я почти их разделяю)
SgtPepper
На такое количество букв мыслей на удивление мало. Единственное, что бросается в глаза — комплексы автора по поводу того, что думает «цивилизованный мир» про Россию.

А так, текст — ни о чём, графоманство.
rita
Я тоже соглашусь, что много правильных мыслей и замечаний. И тоже почти все разделяю, потому что сама иногда задавала подобные вопросы и ответы были такими же.
Solvedor
В Польше всё понимают с полуслова — они ближе всех к нам, они знают нас как облупленных
Да-да. И терпеть нас ненавидят.
Чернокожие пираты без проблем могут захватить какой-нибудь русский корабль у берегов Африки
Никогда ничего подобного не слышал. Суда захватывали, да, а вот корабли…

Что до писателей, то есть и супруги Дяченко, и еще десятки ярких и интересных писателей. Только вот Нобелевка — отнюдь не показатель таланта.

Так что вполне согласен с SgtPepper — пост ни о чем. Этакий грустняк с подтекстом: «Ой, бедные мы, сирые и убогие… ой дайте мне пепла голову посыпать… Ой мама моя мамочка-а-а-а...»

Впрочем, написано хорошо. Этого не отнять.
old-pergunt
«Что до писателей, то есть и супруги Дяченко, и еще десятки ярких и интересных писателей. Только вот Нобелевка — отнюдь не показатель таланта».

Современная русская литература отнюдь не ограничивается «харьковским фэнтези» и фэнтези вообще:))
Solvedor
А где вы видели у Дяченко фэнтези?
old-pergunt
Видела и не раз. И не только у них, но и у их коллег Андрея Валентинова и Г. Л. Олди. Однажды они даже впятером (надеюсь, вы не забыли арифметику) написали фантастический роман. Но это к слову:)) Вы лучше расскажите мне о «еще десятках ярких и интересных писателей». Кто это такие, на Ваш взгляд?
Solvedor
Евгений Лукин, Александр Зорич, Андрей Николаев, Акунин (он же Борисова и прочие :)), Дмитрий Липскеров… Ну, это на мой взгляд
old-pergunt
Достойный перечень. Но на мой взгляд, в нем не хватает двух имен — Фазиль Искандер и Чингиз Айтматов. Вот они-то как раз и должны были быть Нобелевскими лауреатами.
Solvedor
А Пикуль, если уж на то пошло? )
old-pergunt
Согласна полностью. Валентин Саввич — титан, каких мало.
Marrina
а Вы видели у них что-то другое? Подскажите, плиз! Очень хочется почитать
Marrina
Это к этому посту: А
где вы видели у Дяченко фэнтези?
Solvedor
«Пандем», например. Это что: фэнтези??
Marrina
Ну, пусть научная фантастика- не вижу особой разницы… Но уж не соцреализм, точно :))
old-pergunt
«Самые реальные претенденты на Нобелевку на сегодняшний день — Людмила Улицкая и Виктор Пелевин, но что-то мне подсказывает,
что Нобелевский комитет вновь предпочтёт либо писателя из страны с «динамично развивающейся демократией»,
либо всё-таки выберет реально сильного литератора, но точно не из России».

«Нобелевский комитет имеет привычку ошибаться раз в году» Веничка Ерофеев ©
Solvedor
Ага, S.N.U.F.F. в студию! Жаль только не переведешь нобелевцам, что такое «Дао Песдын» :)))
rita
Можно перевести, но не в двух словах, а на… длинную ремарку.
Solvedor
Еще сложнее цитаты из этой великой книги :)) Типа «О мухах». Хе-хе…
Dmitry
Вы говорите в будущем времени, а премия по литературе то уже присуждена. Элис Мунро.
old-pergunt
Это не я говорю, а Веничка Ерофеев говорил в прошедшем времени. И Захар Прилепин сказал, вроде как в настоящем времени. Там же написано "… на сегодняшний день...".
Natalija
Прилепин- чернушник
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.