Национализм и фашизм - это чума.

 
В 1995 году  фантаст Борис Стругацкий опубликовал в газете «Невское время» небольшую заметку под названием «Фашизм — это очень просто. Эпидемиологическая памятка». Прочтите, задумайтесь, рекомендуйте друзьям.
Заметка:
«Чума в нашем доме. Лечить ее мы не умеем. Более того, мы сплошь да рядом не умеем даже поставить правильный диагноз. И тот, кто уже заразился, зачастую не замечает, что он болен и заразен».
Ему-то кажется, что он знает о фашизме все. Ведь всем же известно, что фашизм — это: черные эсэсовские мундиры; лающая речь; вздернутые в римском приветствии руки; свастика; черно-красные знамена; марширующие колонны; люди-скелеты за колючей проволокой; жирный дым из труб крематориев; бесноватый фюрер с челочкой; толстый Геринг; поблескивающий стеклышками пенсне Гиммлер, — и еще полдюжины более или менее достоверных фигур из „Семнадцати мгновений весны“, из „Подвига разведчика“, из „Падения Берлина“...
О, мы прекрасно знаем, что такое фашизм — немецкий фашизм, он же — гитлеризм. Нам и в голову не приходит, что существует и другой фашизм, такой же поганый, такой же страшный, но свой, доморощенный. И, наверное, именно поэтому мы не видим его в упор, когда он на глазах у нас разрастается в теле страны, словно тихая злокачественная опухоль.
Мы, правда, различаем свастику, закамуфлированную под рунические знаки. До нас доносятся хриплые вопли, призывающие к расправе над инородцами. Мы замечаем порой поганые лозунги и картинки на стенах наших домов. Но мы никак не можем признаться себе, что это тоже фашизм. Нам все кажется, что фашизм — это: черные эсэсовские мундиры, лающая иноземная речь, жирный дым из труб крематориев, война...
Сейчас Академия Наук, выполняя указ Президента, лихорадочно формулирует научное определение фашизма. Надо полагать, это будет точное, всеобъемлющее, на все случаи жизни определение. И, разумеется, дьявольски сложное.
А, между тем, фашизм — это просто. Более того, фашизм — это очень просто! Фашизм есть диктатура националистов. Соответственно, фашист — это человек, исповедующий (и проповедующий) превосходство одной нации над другими и при этом — активный поборник „железной руки“, „дисциплины-порядка“, „ежовых рукавиц“ и прочих прелестей тоталитаризма.
И все. Больше ничего в основе фашизма нет. Диктатура плюс национализм. Тоталитарное правление одной нации. А все остальное — тайная полиция, лагеря, костры из книг, война — прорастает из этого ядовитого зерна, как смерть из раковой клетки.
Возможна железная диктатура со всеми ее гробовыми прелестями — скажем, диктатура Стресснера в Парагвае или диктатура Сталина в СССР, — но поскольку тотальной идеей этой диктатуры не является идея национальная (расовая) — это уже не фашизм. Возможно государство, опирающееся на национальную идею, — скажем, Израиль, — но если отсутствует диктатура (»железная рука", подавление демократических свобод, всевластье тайной полиции) — это уже не фашизм.
Совершенно бессмысленны и безграмотны выражения типа «демофашист» или «фашиствующий демократ». Это такая же нелепость как «ледяной кипяток» или «ароматное зловоние». Демократ, да, может быть в какой-то степени националистом, но он, по определению, враг всякой и всяческой диктатуры, а поэтому фашистом быть просто не умеет. Так же, как не умеет никакой фашист быть демократом, сторонником свободы слова, свободы печати, свободы митингов и демонстраций, он всегда за одну свободу — свободу Железной Руки.
Могу легко представить себе человека, который, ознакомившись со всеми этими моими дефинициями, скажет (с сомнением): «Этак у тебя получается, что лет пятьсот-шестьсот назад все на свете были фашистами — и князья, и цари, и сеньоры, и вассалы...»
В каком-то смысле такое замечание бьет в цель, ибо оно верно «с точностью до наоборот»: фашизм — это задержавшийся в развитии феодализм, переживший и век пара, и век электричества, и век атома, и готовый пережить век космических полетов и искусственного интеллекта. Феодальные отношения, казалось бы, исчезли, но феодальный менталитет оказался живуч и могуч, он оказался сильнее и пара, и электричества, сильнее всеобщей грамотности и всеобщей компьютеризации.
Живучесть его, безусловно, имеет причиной то обстоятельство, что корнями своими феодализм уходит в дофеодальные, еще пещерные времена, в ментальность блохастого стада бесхвостых обезьян: все чужаки, живущие в соседнем лесу, — отвратительны и опасны, а вожак наш великолепно жесток, мудр и побеждает врагов. Эта первобытная ментальность, видимо, не скоро покинет род человеческий. И поэтому фашизм — это феодализм сегодня. И завтра.
Только, ради Бога, не путайте национализм с патриотизмом! Патриотизм — это любовь к своему народу, а национализм — неприязнь к чужому. Патриот прекрасно знает, что не бывает плохих и хороших народов — бывают лишь плохие и хорошие люди. Националист же всегда мыслит категориями «свои-чужие», «наши-ненаши», «воры-фраера», он целые народы с легкостью необыкновенной записывает в негодяи, или в дураки, или в бандиты.
Это важнейший признак фашистской идеологии — деление людей на «наших и ненаших». Сталинский тоталитаризм основан на подобной идеологии, поэтому-то они так похожи, эти режимы — режимы-убийцы, режимы — разрушители культуры, режимы-милитаристы. Только фашисты людей делят на расы, а сталинисты — на классы.
Очень важный признак фашизма — ложь. Конечно, не всякий, кто лжет, фашист, но всякий фашист — обязательно лжец. Он просто вынужден лгать. Потому что диктатуру иногда еще как-то можно, худо-бедно, но все-таки разумно, обосновать, национализм же обосновать можно только через посредство лжи — какими-нибудь фальшивыми «Протоколами» или разглагольствованиями, что-де «евреи русский народ споили», «все кавказцы — прирожденные бандиты» и тому подобное. Поэтому фашисты — лгут. И всегда лгали. И никто точнее Эрнеста Хемингуэя не сказал о них: «Фашизм есть ложь, изрекаемая бандитами».
Так что если вы вдруг «осознали», что только лишь ваш народ достоин всех благ, а все прочие народы вокруг — второй сорт, поздравляю: вы сделали свой первый шаг в фашизм. Потом вас осеняет, что высоких целей ваш народ добьется, только когда железный порядок будет установлен и заткнут пасть всем этим крикунам и бумагомаракам, разглагольствующим о свободах; когда поставят к стенке (без суда и следствия) всех, кто идет поперек, а инородцев беспощадно возьмут к ногтю...
И как только вы приняли все это, — процесс завершился: вы уже фашист. На вас нет черного мундира со свастикой. Вы не имеете привычки орать «хайль!». Вы всю жизнь гордились победой нашей страны над фашизмом и, может быть, даже сами, лично, приближали эту победу. Но вы позволили себе встать в ряды борцов за диктатуру националистов — и вы уже фашист. Как просто! Как страшно просто.
И не говорите теперь, что вы — совсем не злой человек, что вы против страданий людей невинных (к стенке поставлены должны быть только враги порядка, и только враги порядка должны оказаться за колючей проволокой), что у вас у самого дети-внуки, что вы против войны… Все это уже не имеет значения, коль скоро приняли вы Причастие Буйвола.
Дорога истории давно уже накатана, логика истории беспощадна, и, как только придут к власти ваши фюреры, заработает отлаженный конвейер: устранение инакомыслящих — подавление неизбежного протеста — концлагеря, виселицы — упадок мирной экономики — милитаризация — война...
А если вы, опомнившись, захотите в какой-то момент остановить этот страшный конвейер, вы будете беспощадно уничтожены, словно самый распоследний демократ-интернационалист. Знамена у вас будут не красно-коричневые, а — например — черно-оранжевые. Вы будете на своих собраниях кричать не «хайль», а, скажем, «слава!». Не будет у вас штурмбаннфюреров, а будут какие-нибудь есаул-бригадиры, но сущность фашизма — диктатура нацистов — останется, а значит, останется ложь, кровь, война — теперь, возможно, ядерная.
Мы живем в опасное время. Чума в нашем доме. В первую очередь она поражает оскорбленных и униженных, а их так много сейчас.
Можно ли повернуть историю вспять? Наверное, можно — если этого захотят миллионы. Так давайте же этого не хотеть. Ведь многое зависит от нас самих. Не все, конечно, но многое.
Б.Стругацкий

31 комментарий

rita
Патриотизм — это любовь к своему народу, а национализм — неприязнь к чужому.
Откуда здесь столько неприязни к Украине и  Европе?
vashchenkov
К Украине неприязни нет. К фашискому строю, установленному там — есть. Что не понятно то?
Kot
Алексей! Может, Вы им просто завидуете? Что они будут частью Европы?
SgtPepper
Что они будут частью Европы?
 
Будут-будут. Если не забудут. Некоторые аналитики считают, что Европа в своём нынешнем виде доживает последние годы. Вряд ли Украина успеет стать частью Европы.
vashchenkov
Чему мне завидовать?
Что они хотят запретить язык, на котором говорят более 80% населения?
Или я им завидую, что они своими националистическими выходками развязали войну?
Кстати, как Вы относитесь к их политике государственного национализма?
А с чего Вы взяли, что для меня Европа несёт какие то ценности?
Ну кроме, как смотаться купить там чего...
SgtPepper
Кстати, как Вы относитесь к их политике государственного национализма?
 
По мнению российских либералов национализм есть только в России. В других странах это не национализм, а борьба за независимость.
Kot
К политике госнационализма я отношусь плохо. Везде.  Но судить о том, что происходит в других странах, можно только пожив там
vashchenkov
Т.е. вы не видите гос. национализм в действиях политиков Украины и в законах, которые они принимают?
Prozorov
Интересно… позвольте тогда спросить Вас уважаемая Татьяна Михайловна. Если как Вы изволите говорить:
"… Но судить о том, что происходит в других странах, можно только пожив там"  ..... то чем объяснить Вашу безудержную аппологетику США, Европы… стенания про ванны и теплые туалеты?! 
Вы ведь сами написали, что живете:
Kot|18 февраля 2016, 18:35↑+1RE: Prozorov, (Кстати у нас уборные,...) Только Европа уже давно живет с водопроводом и канализацией, а в Обнинске на поселке — все еще стоят будочки. куда бегают и в мороз! Как в Древней Руси.

Источник: http://livepark.pro/personal/23801#comment247551
© LivePark.pro
То есть Вы пишите о том ЧЕГО АБСОЛЮТНО НЕ ЗНАЕТЕ… сплошное БЛА-БЛА!!!
Браво Татьяна Михайловна — вы опять продемонстрировали подлинный образчик ПАРАЛИБЕРАЛЬНОЙ фразеологии и демагогии основанной на МАНИПУЛЯТИВНЫХ технологиях с применением ДВОЙНЫХ стандартов!
 
Никто не скомпрометирует либералов БОЛЬШЕ — чем они сами себя скомпрометирую!!!
kev
Я однажды попытался пообщаться с либералами. Где-то в девяностые. Я пришёл к ним с целью бороться за сохранение образования. А мне сказали, что у них сегодня другие приоритеты.
Больше я к ним не ходил.
Prozorov
У них один приоритет… — всё что полезно Западу — О«КЕЙ!
А Вы захотели сохранить образование… и где… в России ...
С таким же успехом можно профессиональному киллеру объяснить смысл заповеди: » Не убий..."
kev
Да! Я уже тогда старался бороться за образование. И в гимназию за этим пошёл. Однако либералам было некогда, они вели избирательные компании.
kev
Неприязнь не к Европе, а к её правителям.
Причина — Европа, являясь американской шестёркой, потерявшей независимость, ведёт против России информационную войну. 
SgtPepper
Патриотизм — это любовь к своему народу, а национализм — неприязнь к чужому.
 
Что-то вы путаете. Национализм — любовь к своей нации, нацизм — ненависть к другим нациям.
 
 
В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей[1]. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.
 
В силу того, что многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью (или любой иной неприязнью к этническим «другим»). Такая нетерпимость осуждается сторонниками умеренных течений в национализме.
 
© Вики
 
Prozorov
Патриотизм — это любовь к своему Отечеству, т.е. Родине
Национализм — это любовь к своему народу.
Общее и там и там — ЛЮБОВЬ!
А ненависть. превосходство — это совсем из другой оперы и ни к патриотизму, ни к национализму никакого отношения не имеет.
Если человек любит свою мать, это абсолютно не предполагает его нелюбовь и тем паче ненависть к матери другого человека. Наоборот. он должен понимать и принимать, что этот другой испытывает такие же чувства любви к своей матери...
Prozorov
Истинный национализм состоит не в заимствованиях у чужих народов или в навязывании соседям своих навыков и представлений, а в истине самопознания, хорошо известной по древним афоризмам «познай самого себя» и «будь самим собой»
                                                                                                   (Н.С. Трубецкой)
 
…патриотизм означает только преданность и любовь к своему Отечеству. В то время как национализм – это идеология конкретной нации.
                                                                                                       (С.В. Перевезенцев)
 
Идея всякого национализма — есть идея, объединяющая и воспитывающая нацию к исполнению её исторической миссии на земле. С этой точки зрения шовинизм — есть дурное воспитание нации. Космополитизм — отсутствие всякого воспитания. Интернационализм – каторжная работа нации для чуждых ей интересов.
                                                                                                            (И. Солоневич)
 
Национальная идея есть нечто большее, чем естественное стремление народа к свободе и могуществу. Она преследует более высокие цели, для которых ей и нужны свобода и могущество. В национальной идее выражается не то, чем нация хочет быть для себя, а то, чем она хочет стать для мира. Она основана на уверенности народа в том, что он незаменим для всемирного целого. Народ же, который живет только для себя или из любви к себе пытается властвовать над другими, обладает национальной алчностью, но не национальной идеей. Истинная национальная идея предполагает мысль обо всем человечестве и является производной именно от этого.
                                                                                                     (Вальтер Шубарт)
 
Народ, не имеющий национального самосознания – есть навоз, на котором произрастают другие народы
                                                                                             (П.А. Столыпин)
 
Всякий, кто хоть сколько – нибудь серьезно изучал историю России, знает, что именно русский национализм всегда обеспечивал целостность страны и  её способность справляться с многочисленными врагами и бедами. Теперь же русские потеряли созданную ими огромную империю. Можно ли ожидать какой — то иной реакции на это унижение, нежели взрыв национализма?
                                      (бывший госсекретарь США Г. Киссенджер, 1994г.)
 
Национальная идея великого русского народа не может быть основана на этнической неприязни к иному племени. Нам не за что любить другие народы, но и портить свою кровь ненавистью не стоит.
                                                                                                         ( Д. Рогозин)
Prozorov
Иван Ильин «О русском национализме»
  Национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его своеобразии. Национализм есть вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание. Национализм есть воля к тому, чтобы мой народ творчески и свободно цвел в Божием саду. Национализм есть созерцание своего народа перед лицом Божиим, созерцание его души, его недостатков, его талантов, его исторической проблематики, его опасностей и его соблазнов. Национализм есть система поступков, вытекающих из этой любви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания.
    Вот почему национальное чувство есть духовный огонь, ведущий человека к служению и жертвам, а народ — к духовному расцвету. Это есть некий восторг (любимое выражение Суворова!) от созерцания своего народа в плане Божием и в дарах Его Благодати. Это есть благодарение Богу за эти дары; но в то же время и скорбь о своем народе и стыд за него, если он оказывается не на высоте этих даров. В национальном чувстве скрыт источник достоинства, которое Карамзин обозначил когда-то, как «народную гордость»; — и источник единения, которое спасло Россию во все трудные часы ее истории; — и источник государственного правосознания, связующего «всех нас» в живое государственное единство.
    Национализм испытывает, исповедует и отстаивает жизнь своего народа, как драгоценную духовную самосиянность. Он принимает дары и создания своего народа, как свою собственную духовную почву, как отправный пункт своего собственного творчества. И он прав в этом. Ибо творческий акт не изобретается каждым человеком для себя, но выстрадывается и вынашивается целым народом на протяжении веков. Душевный уклад труда и быта, и духовный уклад любви и созерцания, молитвы и познания, — при всем его личном своеобразии, имеет еще и национальную природу, национальную однородность и национальное своеобразие. Согласно общему социально-психологическом<wbr />у закону, подобие единит людей, общение усиливает это подобие, и радость быть понятым раскрывает души и углубляет общение. Вот почему национальный творческий акт роднит людей между собой и пробуждает в них желание раскрыться, высказаться, отдать «свое заветное» и найти отклик в других. Творческий человек творит всегда от лица своего народа и обращается прежде всего и больше всего к своему народу. Народность есть как бы климат души и почва духа; а национализм есть верная, естественная тяга к своему климату и к своей почве.
    Не случайно русская сердечность и простота обхождения всегда сжималась и страдала от черствости, чопорности и искусственной натянутости Запада. Не случайно и то, что русская созерцательность и искренность никогда не ценились европейским рассудком и американской деловитостью. С каким трудом европеец улавливает особенности нашего правосознания — его неформальность, его свободу от мертвого законничества, его живую тягу к живой справедливости и в то же время его наивную недисциплинированность в бытовых основах и его тягу к анархии. С каким трудом прислушивается он к нашей музыке — к ее естественно льющейся и неисчерпывающейся мелодии, к ее дерзновенным ритмам, к ни на что не похожим тональностям и гармониям русской народной песни… Как чужда ему наша не рассудочная, созерцательная наука… А русская живопись, — чудеснейшая и значительнейшая, наряду с итальянской, — доселе еще «не открыта» и не признана снобирующим европейцем… Все прекрасное, что было доселе создано русским народом, исходило из его национального духовного акта и представлялось чуждым Западу.
    А между тем создать нечто прекрасное, совершенное для всех народов — может только тот, кто утвердился в творческом акте своего народа. «Мировой гений» есть всегда и прежде всего — «национальный гении», и всякая попытка создать нечто великое из денационализированной или «интернациональной» души дает в лучшем случае только мнимую, «экранную» «знаменитость». Истинное величие всегда почвенно. Подлинный гений всегда национален: и он знает это сам о себе.
И если пророки не принимаются в своем отечестве, то не потому, что они творят из какого-то «сверхнационального» акта, а потому, что они углубляют творческий акт своего народа до того уровня, до той глубины, которая еще не доступна их единоплеменным современникам. Пророк и гений — национальное своего поколения, в высшем и лучшем значении этого слова. Пребывая в своеобразии своего народа, они осуществляют национальный акт классической глубины и зрелости и тем показывают своему народу его подлинную силу, его призвание и грядущие пути.
    Итак, национализм есть здоровое и оправданное настроение души. То, что национализм любит и чему он служит — в самом деле достойно любви, борьбы и жертв. И грядущая Россия будет национальной Россией.

 
Prozorov
                             
                 Митрополит Иоанн (Снычев) о национализме
http://golden-ship.ru/knigi/ioann_snichev_posoh_duhovn_.htm#_Toc128932481
В противоположность агрессивному европейскому национализму, на Руси эта идеология всегда носила консервативно-охранительный, миротворческий характер, отечески-покровительственный по отношению к малым народам, проживающим в России. В ее основу легло то безусловно справедливое утверждение, что именно русский народ (понимаемый в своей триединой соборной полноте совместно с малороссами и белорусами как духовная, а не только этническая общность) является главнейшим хранителем державного сознания, опорой российской государственности и ее надежным стражем.
Одоление смуты, с. 216
 
«Агрессивный русский национализм», «русский фашизм» — это все идеологические ярлыки, миражи, за которыми не стоит никакой реальности. Русский народ изначально формировался как духовная общность, для которой этническая принадлежность не была главной. История России не знает внутренних межнациональных войн, понятие национального превосходства глубоко чуждо русскому мировоззрению. Русский подвиг есть подвиг верности родным святыням, русский гений есть гений веры, жертвенного служения, милосердия и сострадания. Нелепо думать, что опора на эти качества народного характера может «усилить напряженность». Наоборот — это единственно возможный путь гармонизации нашей жизни.
Одоление смуты, с. 189
Kot
Меня тошнит от любого национализма. Нет твоей заслуги в национальности
Prozorov
Заслуги точно нет, согласен… более того:
Русским (немцем, японцем и т.д.) — мало родиться… Им надо — стать, осознанно.
Насчет тошноты — это субъективно…  
Человек должен осознавать свою в.т.ч. национальную идентичность — это нормально.
kev
Kot
На это Вы тоже ждете ответа?
kev
Поскольку на другие вопросы Вы не отвечаете...
Prozorov
Наши  оппоненты Rita — Cot — chubrella молчат...
Что -то есть сказать реальное в опровержение ? 
Без обычных манипулятивных уходов влево-вправо… давайте ребята… выходите на диалог -
 
chubrella
 Prozorov, вы не отвлекайтесь… Вы для чего здесь? -Для того что бы обосновать  идею единой и неделимой царя и Кирилла… Скрепы должны переть не токмо сверху, но и снизу! Вы со своей трактовкой русского национализма вякните что-нибудь в Казани, или в западной Украине ( а по историческим временным меркам мы еще вместе), вам сразу, мягко говоря возразят,  (а могут и по мордасам). Я не говорю уж про Чечню... 
Вы тут  про свою беспартийность и вообще ненужность партий высказывались...-
Так что опровергать? Или возражать? — я не могу старых м… в открытой сети называть своим именем. Живите боГато- мои пожелания!
А насчет ответов вы и сами помалкиваете...
Prozorov
Первым вылез — «дурачок на форуме»… Так обычно и бывает...
1. "… Вы для чего здесь? -Для того что бы обосновать  идею единой и неделимой царя и Кирилла…"
чубрелла!
 объясни будь ласка  что такое  «идея единой и неделимой царя и Кирилла». Если обьяснишь это так чтобы я понял, то постараюсь обосновать...
2. «Скрепы должны переть не токмо сверху, но и снизу!» -
чубрелла!
а можно по русски пояснить: что, у кого и где должно переть? а то чего то я не впираю..
3. «Вы со своей трактовкой русского национализма вякните что-нибудь в Казани, или в западной Украине...» 

чубрелла…  мы не в Казани и не во мистце Львiв  и не парься за жителей Татарстана а и Украины…  чем ТЕБЕ ЛИЧНО не нравится моя трактовка?
4. (а могут и по мордасам). Я не говорю уж про Чечню... 

Там могут… и по мордасам и с оружием в руках… а ты ?! 
Ты ведь знаешь: кто я и где, я ведь не под ником «чубареллы»
5. «я не могу старых м… в открытой сети называть своим именем.» 
Видишь чубрелла ты даже этого не можешь… !!!
а в своих высказываниях на форуме критикуешь всех и вся за проблемы и непорядки в стране
Сначала научись…  называть вещи своими именами, возможно тогда научишься понимать цену и более сложному.  


6. «А насчет ответов вы и сами помалкиваете...»
подскажи брат чубрелла конкретно насчет каких?

kev
Чабрелла выдаёт острый сарказм, в котором нет смысла..
Диалог он не ведёт.
Татьян Михална изрекает великие истины и поучает. Иногда выдаёт недостоверные сведения, за которые отвечать не хочет. Диалога не будет.
Рита пару раз выдала интересные тексты. Но разницы между националистом и нацистом они не видят. Для них мы утырки.
И поскольку мы националисты, они пошли тошнить.
SgtPepper
Интересная мысль про национализм:
 
С национализмом, по-моему, происходит та же фигня, как и с некоторыми другими понятиями: большинство людей воспринимает их как дискретные, вроде бита бинарного кода, принимающего либо значение 0, либо 1. То есть — либо национализм, либо его отсутствие. Некоторые, правда, чувствуют какой-то подвох и придумывают какие-то прибамбасы: этнический национализм, неэтнический, русский, российский… То есть пытаются увеличить число возможных значений, но само понятие всё равно остаётся дискретным.

Мне представляется, что национализм — понятие аналоговое, представимое некой шкалой от полного игнорирования или отрицания всего национального до возведения его в абсолют. То есть не «есть или нет», а «больше или меньше». Тогда получается вполне реалистичная картина. Вблизи нуля оказываются те, для кого родина — это где лучше кормят, в средней части шкалы — те, кто любит свой народ, ну, а в верхней части — те, кто ненавидит чужие.

При таком подходе проясняется и соотношение между национализмом и интернационализмом. Интернационализм — это объединение наций, а ведь нельзя объединить то, чего нет. С другой стороны, интернациональное объединение может дать каждой из составляющих наций дополнительные возможности, недоступные в одиночку. Таким образом, интернационализм должен естественным образом вырастать из национализма — но только того, разумеется, который находится в средней части вышеупомянутой шкалы.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.