Обнародован список номинантов на 29-ю кинопремию "Ника"

 

 
11 марта 2016 года в киноклубе «Эльдар» закончился торжественный прием, на котором были объявлены имена номинантов старейшей в России Национальной кинематографической премии «Ника» 2016 года. Заседание вели президент Киноакадемии «Ника» Андрей Кончаловский и художественный руководитель премии Юлий Гусман.
 
Первая новость, которая была обнародована: почетная премия в номинации «За честь и достоинство» отныне будет носить имя Эльдара Рязанова. Ее первым лауреатом стала Алиса Фрейндлих. Премию имени Алексея Германа получает петербургский классик Виталий Мельников, премию «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» — главный редактор журнала «Искусство кино» социолог Даниил Дондурей. Обладателем приза «За вклад в отечественное телевидение» стал режиссер сериала «Однажды в Ростове» Константин Худяков.
 

 
Как сообщил генеральный директор премии Игорь Шабдурасулов, на «Нику» в этом году претендовали 53 игровых, 26 анимационных и 43 документальных фильмов. В главной номинации «Лучший фильм» в результате первого тура голосования оказались фильмы «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе, «Про любовь» Анны Меликян, «Страна 03» Василия Сигарева,«Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого, «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина и «Батальонъ» Дмитрия Месхиева. В финальной четверке номинантов за лучшую режиссуру к Анне Меликян, Василию Сигареву и Станиславу Говорухину добавился Алексей Герман-младший с фильмом «Под электрическими облаками». Лучшими сценариями на этом этапе признаны «Орлеан» Юрия Арабова, «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе и «Ангелы революции» Алексея Федорченко, Дениса Осокина и Олега Лоевского. В номинацию «Лучший анимационный фильм» попали «Совы нежные» группы режиссеров, «Почему банан огрызается» Светланы Разгуляевой и «Волк Вася» Екатерины Соколовой; «Лучший неигровой фильм» — «Лев Толстой и Дзига Вертов: двойной портрет в интерьере эпохи» Анны и Галины Евтушенко, «Варлам Шаламов. Опыт юноши» Павла Печенкина, «Валентина Крапивницкая. В поисках потерянного рая» Евгения Цымбала и «Кардиополитика» Светланы Стрельниковой.
 
Номинантами премий за лучшие главные роли оказались Данила Козловский («Духлесс-2»), Олег Ягодин («Орлеан»), Александр Яценко («Инсайт»), Ирина Купченко («Училка»), Юлия Пересильд («Битва за Севастополь») и Яна Троянова («Страна 03»). Из исполнителей ролей второго плана шанс выиграть премию есть у Марии Шалаевой и Михаила Ефремова («Про любовь»), Инны Чуриковой, Владимира Симонова и Александра Баширова («Страна 03»).
 

 
«Ника» традиционно отмечает своими премиями лучшие работы кинематографистов СНГ и Балтии. В этой номинации числятся фильмы из Эстонии («1944» Эльмо Нюганена), Киргизии («Небесное кочевье» Мирлана Абдыкалыкова), Грузии («Кавказское трио» Эльдара Шенгелая, Фуада Ибрагимбекова и Теймураза Бутикашвили), Украины («Песнь Песней» Евы Нейман) и Литвы (Покой нам только снится" Шарунаса Бартаса).
 
Среди операторов лучшими признаны Шандор Бекеши («Ангелы революции»), Евгений Привин и Сергей Михальчук" («Под электрическими облаками»), Юрий Райский («Орлеан»), Геннадий Карюк («Конец прекрасной эпохи»).
 
На этот раз выбор академиков «Ники» в некоторых номинациях представляется как минимум странным. Так, полностью обойден такой великолепный фильм, как «14+» Андрея Зайцева: он мало того, что хорош сам по себе, но и по-своему раритетен, так как адресован юношеской аудитории — что по нынешним временам редкая ценность. Явно недооценена новаторская работа Алексея Федорченко в фильме «Ангелы революции», который остался только во второстепенных номинациях. Выпал из внимания «Ники» превосходный дебют Виктора Демента — фильм «Находка», а в нем поразительные по силе работы оператора Андрея Найденова и исполнителя главной роли Алексея Гуськова. Трудно увидеть какую-нибудь логику в том, что «Орлеан» попал в число лучших фильмов, при этом никак не оценена работа его режиссера Андрея Прошкина. Странно, что не отмечены работы режиссера Александра Прошкина, который в фильме «Райские кущи» буквально спас от забвения пьесу Вампилова «Утиная охота», и исполнителя роли Зилова Евгения Цыганова. Наконец, при довольно слабой конкуренции вызывает недоумение наличие в финальной пятерке лучших фильмов таких явно посредственных картин, как «Батальонъ» или «Конец прекрасной эпохи».
 

 
Справка.
 
Премия «Ника» была учреждена в 1987 году Секретариатом Союза кинематографистов СССР.
Основатель и художественный руководитель премии — Юлий Гусман.
Эта профессиональная награда сначала присуждалась по итогам демократического голосования, в котором имели право принять участие все члены конфедерации Союза кинематографистов. С начала 1990-х годов победители определяются путем тайного голосования членов Академии кинематографических искусств, в которую входят представители всех кинематографических специальностей, делегированные региональными отделениями Союза кинематографистов России.
На сегодняшний день Общероссийская Академия кинематографических искусств насчитывает 621 человек.
С середины 1990-х годов по 2002 год и с 2012 года телевизионная трансляция премии показывалась на Первом канале, в 2003—2005 годах на НТВ, в конце 2000-х на СТС.
Первым президентом Российской Академии кинематографических искусств «Ника» был сценарист, драматург Виктор Мережко. С 2001 года пост президента занимал кинорежиссёр Эльдар Рязанов, в 2007 году его сменил актёр Алексей Баталов, в 2013 году президентом был избран режиссёр Андрей Кончаловский.
 

 
 
Вручение Национальных премий «Ника» пройдет 1 апреля в Музыкальном театре фольклора Надежды Бабкиной.
 
 

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.