Александр Горянин - Мифы о России и дух нации


 
Автор убедительно доказывает, что мировосприятие современного российского общества заволокли мифы — то откровенно нелепые, то почти правдоподобные на вид. Многие из этих мифов даже стали частью нашей политической культуры. Общее у них одно: они навязывают нам преуменьшенную самооценку, пониженное самоуважение, подрывают нашу веру в себя, подрывают дух нации. Когда дух нации низок, она подобна организму с разрушенной сопротивляемостью. Когда он высок, никакие трудности не страшны, любые цели достижимы. Автор ставит перед собой задачу разрушить наиболее вредоносные мифы о России. «Пока не будет произведено изгнание этих бесов, страна обречена жить с опущенными руками», утверждает он. Книга адресована всем, кто любит Россию.
 
 
Нам надобно изучать свое собственное,
свою Россию — наше сердце и счастие наше.
Александр Терещенко. Быт русского народа, ч. I, СПб, 1848
  
Оглавление
Предисловие                                                                                                         
Глава I. Почему мы верим вздору?                                                                 
Фактор исключительной важности                                                         
Миф о многотерпеливости
Вопрос об эндемичности либерализма нуждается в новом рассмотрении
В какую сторону бежали люди?
Большое недоразумение с русской общиной
О несчастном русском крестьянине и счастливом европейском
К вопросу о «качестве жизни» наших предков
Глава II. Источники мифов, включая неожиданные
История, писавшаяся без любви
Печальные плоды сытого легковерия
Гвельфы против холизма. Почему метался Стенька?
Роль России в истории Европы: шаг за пределы стереотипа
Сложные последствия простых причин
Каждый народ исключителен. Исключительнее ли мы всех?
Маленькое отступление о сущности мифов
Глава III. Смердяковщина или кессонная болезнь свободы?
Пораженчество сперва обращается в прошлое
Что говорит чужой опыт?
Дух нации и мрачные песни о важном
Старческое брюзжание молодых
Публицистика плохая, совсем плохая и опасная
Грядут новые времена?
Глава IV. Поправки к образу России
Нам навязывают психологию обиженных
Страшный мир катастрофиста
Оглянемся и удивимся
Главное российское чудо
Если уж судьба расщедрилась...
Новое общество
Другая страна
Про наш кризис
Глава V. Поучимся у Западной Европы?
Миф о добром немецком примере для России
Где уважали человеческую жизнь?
О благонравии и жестокосердии
Глава VI. Возможен ли мост над исторической пропастью?
Историческая Россия, какой она видела себя
Чувство незыблемости империи
Чувство общерусского единства
Осознание разнообразия. О нравственных стандартах
Пафос империи, магнит империи
Желанная или постылая?
Дух и самооценка российского человека 1914 года
Два самоощущения, две идентичности, два народа
Глава VII. Российский ВВП много выше, чем мы думаем
Наш экономический упадок — тоже миф
Как измерить валовый внутренний продукт России?
Веское слово Всемирного Банка 
Поправочный коэффициент и бюджет России
Паритет, энергобаланс и здравый смысл
Глава VIII. Образ страны — источник радости либо дискомфорта
Быть и слыть счастливым. Россия и Венесуэла в «статистике счастья»
Чернуха и политкорректность
Качество жизни и счастье как объекты исторического анализа
Кто жил комфортнее?
Гигиенический фактор
Сравним быт горожан
Глава IХ. О «правильном» и «неправильном» развитии
Корни русского конституционализма
Постулаты о деспотизме стоит рассмотреть еще раз
С кого следовало брать пример?
1880-й и 1940-й
Гипотеза об антисистеме
Подводя итоги девяностых
Ссылки и упоминания
Именной указатель
Нам надобно изучать свое собственное,
свою Россию — наше сердце и счастие наше.
Александр Терещенко. Быт русского народа, ч. I, СПб, 1848
 текст книги:
http://www.k2x2.info/istorija/mify_o_rossii_i_duh_nacii/p1.php#metkadoc8
или здесь:
http://xn--b1aafdc1cfcvww.xn--p1ai/%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BD-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80-%D0%BC%D0%B8%D1%84%D1%8B-%D0%BE-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D0%B8-%D0%B4%D1%83%D1%85/
 
Отрывок из книги
РОЛЬ РОССИИ В ИСТОРИИ ЕВРОПЫ: ШАГ ЗА ПРЕДЕЛЫ СТЕРЕОТИПА
«Кажется, не существует труда, специально посвященного значению России для Европы, эту тему задевают лишь по касательной. Даже странно, почему отечественные историки не потрудились написать подобный трактат — неужели русское самосознание совсем не трогает данная проблема? (У поляков воздействие Польши на мир обсуждают даже герои художественной литературы.) Иногда кто-нибудь напомнит, что наши предки заслонили Европу от Дикого Поля и Золотой Орды, сломали шею Наполеону и Гитлеру. «Знаем, знаем», — говорим мы и переключаемся на что-то другое.
Почти никто не отдает себе отчет в том, каким важным был русский фактор в судьбах Европы уже тысячелетие назад… Помимо нынешних великих держав, Европа помнит по крайней мере еще десять, целиком, частью или каким-то краем размещавшихся на ее просторах в разные исторические периоды после крушения Рима. Семь из них очевидны: Византия, Священная Римская империя, Золотая Орда, Испания, Высокая Порта (Турция), Австро-Венгрия и Германия. Еще о трех догадываются далеко не все, ибо их «великодержавность» была недолгой. Это Швеция (между Вестфальским миром 1648 и Ништадтским миром 1721), Польша (между Люблинской унией 1569 и концом правления Яна Собеского в 1696), а также, повторюсь, согласно Кёстлеру (и не только), Хазария IX–X веков. Так вот, семь из десяти среди них были низведены в разряд обычных стран либо распались на составляющие главным образом благодаря военным усилиям Руси-России.
А еще, как говорится, отдельной строкой — не пустяк ведь! — снова напомним, кто положил конец бодрому маршу Наполеона и Гитлера к мировому господству. Это все к вопросу о значении России для европейской истории.»

2 комментария

Prozorov
 А вот ещё оттуда же:
«Насмешки по отноше­нию к своей стране аналогичны надругатель­ству над могилами родителей. А ведь такие насмешки, издевательства сознательно и тщательно культивируются многими журнали­стами. Этому есть причины. Деспотизм совет­ской системы доводил мыслящего человека до полного исступления. Ненависть ослепляла, ее перенесли на саму страну. Когда человек объят негативизмом, он не способен к анализу… Выдвинуто надуманное противопоставление патриотизма и демократии. Исключительную опасность представляют силы, движимые ир­рациональной ненавистью к России». Золотые слова!.. Вот что пишет историк идей Игорь Чу­байс: «Советские идеологи так настойчиво ис­кажали представления о доставшейся им стра­не, что в результате карикатура пустила кор­ни, маска приросла к лицу. Чуть ли не на под­сознательном уровне сформирована весьма негативная оценочная шкала. И сегодня мно­жество людей, а среди них писатели, деятели культуры, сталкиваясь с какими-то мелкими или крупными проблемами, уже не задумыва­ясь, охотно обобщают — мол, как же иначе, это ж Россия, здесь все и всегда было не так, как у всех». (Российская газета, 26.12.96).»
«В течение почти двух веков наши благодушные дворяне, ездя за границу, из любопытства покупали там антирусские памфлеты, дефицита которых Европа не знала с той поры, как зна­комство с географической картой перестало быть в этой части мира достоянием немногих. Жанр просто не мог не возникнуть, ибо карта (особенно в широко принятой тогда равно­угольной цилиндрической проекции Меркатора) рисовала совершенно устрашающую кар­тину того, как огромная Россия нависает над сутуленькой тонкошеей Европой. Вспышки памфлетной деятельности порождались то обострением политической обстановки (сразу же выходил в свет, среди прочего, очередной вариант подложного «завещания Петра Перво­го» — плана завоевания Россией мирового гос­подства), то войнами (особо обильный урожай дала Крымская война), то обоснованным гне­вом на Россию в связи с подавлениями польских восстаний, то личными обидами авторов...»
«Не беда, если бы сквозь чужие очки на Рос­сию смотрели одни лишь публицисты. Куда тяжелее по последствиям то, что этот грех был присущ и многим политикам (либеральным политикам) начала века. Считается, что слова Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» были обращены к большевикам. На самом деле — в основном, к кадетам. Кстати, только люди в чужих очках могли назвать свою организацию, как это сде­лали кадеты, «Союзом освобождения». О каде­тах не скажешь лучше, чем это сделал Алек­сандр Солженицын в предисловии к первому тому основанной им серии «Исследования но­вейшей русской истории». Подчеркивая, как важно чувствовать и проводить различие меж­ду истинным либерализмом и радикализмом, он напоминает: «Слишком долго в русских XIX-XX веках второй называл себя первым, и мы принимали его таким — и радикализм торже­ствовал над либерализмом на погибель русско­му развитию». И очень точно — об искажениях истории: «Русская история стала искажаться задолго до коммунистической власти: страст­ная радикальная мысль в нашей стране пере­кашивала русское прошлое соответственно целям своей борьбы...»
«Феномен не остался в далеком прошлом. Большинство вышеупомянутых мифов оказа­лись годны для обличения «проклятого цариз­ма» и были радостно подхвачены большевист­скими сочинителями, обогащены советской смердяковщиной, попали в школьные учебни­ки.
Чем объяснить их долговеч­ность на Западе? Французский философ Ролан Барт, описывая менталитет западноевропей­ских обывателей, объяснял, что их страх перед русскими сродни тем массовым фобиям, какие вспыхивали (после некоторых фильмов) по от­ношению к инопланетянам, с той лишь разни­цей, что страх перед русскими — фактор посто­янный.»
«Нет у нас европейской одержимости, столь типичной для Польши, Румынии и т.д. — стремления быть и слыть Ев­ропой, Европой, Европой. Как правило, к по­добным географическим радостям наш брат относится спокойно, ибо где-то на уровне под­корки твердо знает, что Россия — это такая ве­личина, которая не может быть (и не нуждает­ся в том, чтобы быть) частью чего бы то ни было. Ну объявите нас не Европой, ЧТО ДАЛЬШЕ…»
                                                                                    ( А. Горянин.Мифы о России и дух нации)
 
baikal
     Воровать и грешить не надо и дух крепок будет.
Чем выше обезьяна залезет на дерево, тем большему количеству народа будет видна её красная жопа.
     Если руководитель демонстративно не таясь грешит и об его грех притыкаются тысячи праведников и от этого тоже совращаются и совершают массовое грехопадение, то будет ли Бог помогать такому руководителю или накажет его и весь его род? 
 "Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. "
       Я уверен, что Господь верен своему слову и накажет не только этого грешника, но и накажет весь его род. Господь верен своему слову.
      И нам с вами даже не надо за примерами и подтверждениями далеко ходить.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.