Обнинск. Свобода в рамочке

Обнинск – уникальный город, который в этом году празднует свой юбилей! Он  молодой, научный, первый, интеллигентный, зеленый, компактный…  Он всякий. Известно, что город – это люди, которые в нем живут. Справедливо и обратное: тип поселения и его особенности влияют на жителей. Понять загадочную «душу обнинца»  с помощью различных экспертов — такую задачу мы себе поставили.  И приоткрыл тему кандидат медицинских наук Виктор Чудаков, который предстал не только в ипостаси психолога, но и просто эрудированного человека.
 

 
Часто спорят, может ли характер человека меняться в течение жизни. Что думаете вы?
 
Те основные характеристики личности, которые закладываются с самого рождения, сохраняются в человеке на всю жизнь до самой смерти. Это, как утверждает психология, ядро личности. Оно передается нам от наших родителей и включает генетическую память поколений. И оно статично. А вот динамика этих основных черт личности, в том числе реализация ее возможностей, зависит от многих факторов: от внешней ситуации, воспитания, обучения, семьи, условий жизни и прочее, прочее. Например, каждому свое время: эпоха революций — «успешное» время для фанатиков, авантюристов и демонстративных личностей; в 30-е годы в России «реализовали» себя персонажи с такими чертами как: властность, жестокость, садизм; 70- годы – время застоя и торжества тревожно-мнительных людей с присущими им осторожностью и склонностью к излишним сомнениям. Сейчас время нарциссизма. Его суть — многословно хвалить себя и при этом сохранять стабильность, дабы не исказить свое совершенное отражение в тихой глади.
 
Если можно говорить об особенном характере англичанина или француза, питерца или москвича, то, безусловно, можно проанализировать и характер обнинца.
 
Тут надо начинать с начала. Кто создал Обнинск? Как и остальные города Средмаша – Лаврентий Павлович. И за основу он взял так называемые шарашки тридцатых. Западные историки не раз высказывали удивление, как в условиях шараги, фактически заключения, хотя и более комфортного по сравнению с зоной, могли реализовываться высокотехнологические задачи такого уровня. Не дОлжно, по их мнению, быть свободы творчества в неволе. 
 
Так называемой внутренней свободы при отсутствии внешней.
 
Помните ту историю, которую с ностальгической гордостью любят вспоминать жители нашего города? Когда Игорь Васильевич Курчатов, приехав с инспекцией в Курчатовский институт, увидел, как сотрудники института идут на обед через газоны, позвал директора и строго спросил: – Что это такое!?» Тот ответил: «Исправим, Игорь Васильевич, заборчики поставим». — «Зачем заборчики? Дорожки проложи!» Впрочем, эта история так любима и часто исполняема всеми членами системы, что на место ИВ ставят нередко Лаврентия Павловича, а действо переносится то в ФЭИ, то в Челябинск-40 на «Маяк».  Но суть в том, что так и сформировался наш местечковый обнинский характер – свобода в рамочке.
 

 
И все же принято считать, что в Обнинске изначально появлялись свободолюбивые люди. Не город их сделал такими, они его таким сделали.
 
Вы знаете, как функционирует любая закрытая социальная система? Лет десять назад, по-моему, французы провели такой эксперимент. Собрали несколько групп по 20 крыс в отдельных клетках. Через короткое время в каждой клетке неизменно формировалось по 1-3 лидера, 1-3 маргинала и основная группа рабочих лошадок, трудяг. Лидеры ничего не делали, добычу им добровольно приносили остальные, рабочие доставляли еду сначала лидерам, затем насыщались сами, маргиналы также добывали еду, но довольствовались остатками. Схожая иерархия устанавливалась, если последовательно объединяли в отдельные клетки взятых из нескольких групп только лидеров, только рабочих или только маргиналов. Это естественная общественная иерархия (ЕОИ), свойственная животным, в том числе и человеку. Но интересно другое. В некоторых клетках попадалось по 1-2 особи, не подчинявшихся этим законам. Они отстаивали свободу самим добывать себе еду, причем делали это изобретательно, и не отбирали ее у слабых. И вот когда их собирали в одно сообщество, они некоторое время сохраняли эту индивидуальную свободу. 
 
Правильно понимаю, что все это про Обнинск вы рассказываете?
 
Да, сообщество таких свободных людей и удалось создать в 50-60-е годы в системе Средмаша, в том числе и в Обнинске. Чем человек отличается от остального животного мира? Мы созданы по образу и подобию творца. Мы обречены на творчество и на получение удовольствия от трудов своих. А если у тебя лучшие условия для реализации себя? И обнинец в своей молодости в 50-60-е – это слегкафрондирующий, с гитарой, бородой, туризмом, кухонными посиделками творческий индивид. Тщеславный, самолюбивый, упивающийся своей, безусловно адекватной, востребованностью. Это были лучшие времена для развития.
 

 
И граница (закрытость) не тяготит?
 
Более того, она необходима для жизнедеятельности и воспринимается в подобном случае как защита системы от чужаков, от естественной общественной иерархии. Особенно это стало заметно с середины 1960-х годов, когда в результате резкого расширения профиля обнинских предприятий в городе сама собой сформировалась фактически клановая система, сохранившаяся и по сей день. 
 
Расскажите, что было дальше, в 70-80-е?
 
Против природы не попрешь, и в застойные годы система постепенно стала упорядочиваться в соответствии с естественным иерархическим законом. Я появился в Обнинске в 86 году уже прошлого века. Общался с фэевцами и помнится, как один сотрудник хвастался, что уже несколько лет мониторирует свой рабочий график и довел свою продуктивную деятельности до 45 минут в день. Планировал  в следующей пятилетке довести ее до 40 минут. Вот такой творческий подход в эпоху застоя. 
 
Уверен, что реализовывались в различных смежных областях: спорт, культура, образование. Традиции по каждому направлению в Обнинске очень сильные. Но мы подошли к девяностым. Они в нашей стране непростые. 
 
Здесь очень интересно. Во-первых, отложенные ожидания. Креативность и активность обнинца в ядре личности, в крови. Не вечно же ее на «упорядочение» рабочего графика направлять? И второе, высокий социальный интеллект обнинца. Следствие естественного отбора. В результате распределения после учебы большинство направлялось на периферию: Краснокаменск, Ангарск, Шевченко, в другие закрытые города. А вот чтобы перевестись в Обнинск, самый престижный город нашей системы, в большой степени ушлость нужна в хорошем смысле слова. Приспосабливаемость, изворотливость, договороспособность. 
 
Высокий социальный интеллект, помноженный на креативность, дали свои результаты?
 
Обнинск в 90-е  - активный город. Но, к сожалению, в большей степени в предпринимательстве, а не в науке. Лужков в конце 1990-х, начале 2000-х огромные деньги направлял на развитие малого и среднего бизнеса в Москве. Несопоставимые с теми, которые выделялись в целом по стране. Так вот, когда в Обнинск приехали московские чиновники и хвастались, что у них в результате их забот доля малого и среднего бизнеса в налоговых поступлениях около 40%, им ответили, что у нас давно те же 40% безо всякой поддержки. И развели руками: само как-то все выросло.
 
Как же не в науке? Гордость любого из ныне живущих обнинцев – статус первого наукограда —  был получен аккурат в 2000 году. 
 
Статус наукограда — детище Михаила Владимировича Шубина. Вот кто вписался в образ коренного обнинца. Приезжий, но настолько этому образу соответствовал – харизма, кругозор, активность, коммуникабельность, здоровый авантюризм, борода, гитара, научная степень. Как будто вынырнул из любимых 60-х! А главное – креативность. Он сотворил невозможное, вернув городу историческую исключительность.
 

 
С тех пор минуло 16 лет. Обнинск расстроился, множил свой бюджет, но одновременно слабели те самые НИИ. Что происходит сейчас?
 
Последние 15 лет — курс на стабильность системы со всеми вышеперечисленными негативными для обнинца последствиями формирования естественной иерархии. Кроме того, мешает нарциссизм. Он обладает минимальной динамикой и практически неизлечим, к сожалению.
 
Вы утверждаете, что нет динамики, а посмотрите, как проголосовал город на последних выборах в городское Собрание. Единогласно за ЕР. Хотя пятью годами ранее голосование было в основном оппозиционным, протестным?
 
Вы забыли прирожденные, ядерные черты Обнинска. Свобода, креативность и рамочка. Без рамочки никуда, она необходима. Причем степень личной свободы и креативности обнинца положительно коррелирует с толщиной и величиной рамочки. Рамочка желательно высокая, лучше имперская, охватывающая максимальную территорию. Очевидно, вербальная империстость «Единой России» наконец-то нашла свой отклик в сердце каждого обнинца. 
 
Ну, что же… Давайте тогда прогноз на будущее. Что ждет город с точки зрения менталитета жителей впереди?
 
Не так давно спросил я своего близкого друга, появившегося на свет в далеком 60-м в больничном городке на ул. Пирогова. Типичный обнинец, только без бороды и гитары, но с щетиной и джазом. Талантливый сероглазый циник. Как истинный абориген имеет право жесткой критики и самокритики.«Как бы ты охарактеризовал нынешнего обнинца? Три слова?» «Наглая интеллигентная тварь». Ответ поначалу меня шокировал, но заставил задуматься. А может в чем-то он прав? Если не дать новый импульс городу, произойдет худшее – трансформация нереализованных возможностей, высокой креативности и амбиций неизбежно деструктивна: обнинец легко превратится в ОБНЮКА.
 
Это кто еще, что за зверь такой? По интонации и звукоряду ничего хорошего.
 
Не мой термин и характеристики не мной придуманы, но они, к сожалению, таковы:
  1. Обнюк любит похвалы, но сам хвалит скупо. Не ждите от него слов благодарности за похвалы.
  2. Обнюк считает себя независимым вольнодумцем (синдром Павлинчука), но охотно прогибается перед работодателем и властью.
  3. Обнюк не умеет радоваться чужим успехам.
  4. Обнюк всегда держит кукиш в кармане.
  5. Обнюк восхищается классической музыкой, но ходит на Лепса — обнюк ханжа.
  6. Обнюк во всем видит подвох, второй смысл и все принимает на свой счет.
  7. Обнюк всегда вам возражает, до появления пены у рта.
 
Резковато. Хоть и не Ваши слова, но не боитесь, что кого-то из земляков ненароком обидите?
 
Истинного Обнинца – нет. Ему некогда, он все еще работает, творит. А если обнюка? А кому он нужен? Тем более с обидами. Даже воду не повозишь, неспособен.
 

 
Тогда давайте пожелаем городу, чтобы обнинцев всегда было кратно больше, нежели тех самых обнюков, которых вы описали. 
 
Да, давайте! Мне бы этого очень хотелось.
 
Георгий Бобылев
Фото из архива Виктора Чудакова
 
©

18 комментариев

SgtPepper
Про обнюков понравилось. Очень точно.
gena-kotik
Что высказывания этого кандидата МН мне напоминают разговор двух мужиков из анекдота про логику, диалектику и философию.
BMV54
Обнинск- наукоград? Не смешите мои тапочки! Был когда-то. Остались преимущественно ОБНЮКИ и что-то инертно-амебное. Просто знала многих достойных людей из науки в 70-е — 80 -е годы. А сейчас рамочки имперско-православные ..... 
Kot
Павлинчук — символ Обнинска
kev
Любите Вы, Татьян Михална, звонкие и бессмысленные фразы!
В чём символизм Павлинчука? Почему этим символом не является Бондаренко, Лейпунский и другие?
TSCHURKA
Павлинчук — безусловно, знаковая фигура эпохи смерти науки. Когда одно содержание подменяется другим.
baikal
А Комиссар — безусловно, знаковая фигура эпохи возрождения науки?

SgtPepper
Предлагаю обратиться с этим вопросом непосредственно к герою топика психотерапевту Виктору Чудакову. Он должен помочь.
kev
Павлинчук со товарищами написали замечательную книгу. 
Но почему Татьян Михална забыла, что он был парторгом отдела?
kev
Я не возражаю против Павлинчука. В отделе о нём хорошая память. Просто не люблю лозунги.
Kot
Вы забыли о смерти Павлинчука?
kev
Не забыл, все там будем. И что?
baikal
А то,  христианские души будут отделены от душ упырей.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.