Блог Дмитрия Беляева - Солженицынские чтения

Есть у нас в народе такое понятие — говорящие фамилии. Идёт оно с древних времён, когда людям давали фамилии как характеристику личности. Вспомните, например, бургомистра Риги, который преподнёс Пётру I шапку Мономаха. Пётр Великий пригласил его в Россию, а по приезду дал фамилию соответствующую — Шапошников.
С Александром Исаакиевичем Солженицыным другая история. Вроде бы, фамилия перешла к нему от отца — Исаакия Сёменовича. Но ведь звучит она так, что народ моментально разглядел в ней крепкую основу — солгать. Сам автор «Архипелага» – фигура достаточно сложная и неоднозначная. Он был сексотом КГБ по кличке «Ветров» и «стучал» в лагере на других заключенных, за что получал возможность иметь свой кабинет и послеобеденный сон. Непыльная работа библиотекаря подарила ему столько времени для писанины, что он придумал гипертрофированный мир советских лагерей. Именно придумал, и сам этого не скрывал.
Ведь написано же на самой первой странице «Архипелага» — «опыт художественного исследования». Разве художественная литература строится на фактах? Нет. Она строится на том, каким автор видит мир. А такое видение, как известно, бывает крайне однобоким.
смотреть полностью:
https://dbelyaev.ru/p/18523/
 

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.