Олег Басилашвили - 82

Пожалуй, нет ни одного любителя советского кино, кто бы не знал Олега Валериановича. Басилашвили — потрясающий актёр, который воплотил ряд образов, навеки запечатлевшихся в истории нашего кино.
 

 
Олег Валерианович родился в 1934 году в Москве. Его отец Валериан Ношреванович работал директором Московского политехникума связи, а мама Ирина Сергеевна Ильинская была известным в СССР филологом. Дружная семья Басилашвили состояла из шести человек. Кроме мамы и папы Олег жил вместе со сводным братом Жорой, дедушкой и бабушкой – властной, сильной женщиной, державшей всю семью под своим руководством. В интервью актер вспоминал, что именно благодаря Ольге Николаевне дом содержался в порядке и уюте.
 
Великая Отечественная Война запомнилась будущему актеру ужасным голодом, добравшимся даже до Тбилиси, куда всё семейство переехало ещё в начале боевых действий. Она же лишила Олега старшего брата. Достигнув звания капитана, Георгий Басилашвили попал в госпиталь, после чего был отправлен в тыл, но таинственным образом исчез. А сам будущий актер чуть не умер, когда из-за слабой сопротивляемости организма заразился туберкулёзом.
 

 
В 1943 году семья Басилашвили переехала обратно в Москву, где Олега отдали в третий класс школы №324. В интервью актер рассказывал, что никакой радости от учёбы не испытывал, так как школьная система его очень угнетала. Мальчику плохо давались все точные науки. Пытаясь лучше понять алгебру, Олег просто не успевал заниматься никакими другими уроками и в итоге скатился до двоек. Кроме того, ещё в десятом классе юный Басилашвили прослыл неблагонадёжным человеком, когда написал о произведении «Золотой телёнок», в запрещенном тогда СССР, хвалебный отзыв. Тогда историю замяли, но осадок остался. Уроки рисования в художественной академии тоже закончились трагикомичным эпизодом, когда Олега обвинили в подражании постимпрессионизму и выгнали из учреждения.
 
Хотя подобные ситуации никак не способствовали творческому развитию Олега Басилашвили, желание прикоснуться к миру искусства было сильнее, чем идеологические ограничения. С подросткового возраста юноша обожал Московский художественный академический театр, ходил на каждый спектакль и в скором времени загорелся идеей стать актёром. Совместно с приятелем он начал участвовать в художественной самодеятельности, присоединившись к любительской труппе при Министерстве внешней торговли. Получив опыт игры в непрофессиональных постановках, Олег рискнул подать заявление в Школу-студию МХАТ, поступив с первого раза.
 
Басилашвили учился на курсе знаменитого Павла Массальского. Олег Валерианович вспоминал, что жизнь во МХАТе была суровой, словно в средневековом монастыре, и студенчество, как самая весёлая и шумная пора жизни, прошло мимо будущих специалистов.
 

 
После окончания учебного заведения Олега Басилашвили и Татьяну Доронину, его жену, направили по распределению в Сталинград. Молодые актеры, мечтавшие остаться во МХАТе, пытались изменить решение руководства, но в итоге были вынуждены отправиться на юг республики. Оказалось, что на новом месте работы, Сталинградском областном драматическом театре, новички не были нужны ни коллективу, ни зрителям. Через три месяца супруги не выдержали и уволились.
 
Олег и Татьяна переехали в Ленинград, где жили родители Дорониной. Почти сразу же им обоим удалось устроиться в Театр имени Ленинского комсомола, который покорил Олега интересным, разнообразным репертуаром и коллегами, дружелюбно настроенными по отношению к новичкам. Тем не менее буквально через несколько месяцев супруги перевелись в Большой драматический театр, куда Татьяну пригласил режиссёр Георгий Товстоногов. Доронина согласилась при условии, что её муж получит роль в первой постановке. Так Олег оказался на сцене БДТ, но там для Басилашвили места не оказалось. Молодой человек играл исключительно в эпизодах, пока его жена получала одну главную роль за другой и постепенно становилась ведущей актрисой театра. Только спустя несколько лет Георгий Александрович обратил внимание на исполнителя и постепенно начал доверять ему интересные роли, в основном комедийного характера. Зрители полюбили Хлестакова, Мамаева и Джингля в исполнении Басилашвили, но случилось это только в семидесятых годах.
 
За время своего сотрудничества с Большим драматическим театром актёр сыграл почти в пятидесяти спектаклях, и даже сейчас, несмотря на преклонный возраст, Олег Валерианович задействован в четырёх постановках: «Копенгаген», «Квартет», «Лето одного года» и «Дядюшкин сон».
 

 
В 1956 году на экраны вышел фильм «Невеста», ставший дебютом Олега на съемочной площадке, но это появление на экранах осталось незамеченным для зрителей. Сниматься в кино на постоянной основе Басилашвили начал только через десять лет, и вот тогда на характерного, красивого молодого человека посыпалось одно предложение за другим. Образ Лахновского, одного из центральных героев, Олег Басилашвили воплотил в сериале о Великой Отечественной Войне «Вечный зов». В следующем году вышла драма «День приёма по личным вопросам», где ему также досталась главная роль. Но рядовой зритель помнит об Олеге Валериановиче благодаря образу Самохвалова, удачно воплощенного в киноленте "Служебный роман". Эта роль сделала Басилашвили известным на весь Союз, а следующие фильмы помогли актёру избежать застревания в образе антигероя. В 1985 году был снят многосерийный фильм «Противостояние», в котором артист мастерски сыграл полковника Владислава Костенко, преследующего врага народа.
 

 
В девяностых годах, несмотря на кризис и дефолт, Олег Валерианович продолжал сниматься в кино. Он сыграл центральную роль в фильме «Предсказание» режиссёра Эльдара Рязанова, своего хорошего друга. Затем актёр снялся в комедии-фантасмагории «Сны», где воплотил образ важной политической персоны.
 
После этого было множество кинолент, и особенно из них выделяется экранизация романа "Мастер и Маргарита" 2005 года, в которой Олег Валерианович сыграл Воланда. Мини-сериал завоевал небывалую популярность, его посмотрело свыше сорока миллионов зрителей только в России. В последние же годы Олег Басилашвили снялся всего в нескольких сериалах, последние из которых — «Хуторянин» и «Новая жизнь».
 

 
Первой супругой актёра была его сокурсница и коллега по сцене Татьяна Доронина. Молодые люди сыграли свадьбу, будучи на третьем курсе Школы-студии МХАТ. Они прожили вместе восемь лет, после чего охладели друг к другу и мирно, без взаимных обид развелись.
 
Спустя несколько лет актёр встретился с журналисткой Галиной Мшанской. Два года молодые люди жили в гражданском браке, а затем расписались. В 2011 году супруги отпраздновали золотую свадьбу, отметив знаменательную дату в кругу семьи: дочерей Ольги и Ксении, а также внуков Тимофея и Мариники.
 

1 комментарий

Alecs
у Рязанова в «Небеса обетованные»
 
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.