Что убило на корню обнинские субкультуры?

Личинки эмо, готов, панков и скинхедов сгинули в социальных сетях и барах, так и не успев окуклиться. Если раньше без оранжевых шнурков и «туннелей» было тяжеловато определить «своего» в школе, то сейчас у каждого есть самозаполненный профайл в сети с музыкой, фото и другими пристрастиями. Необходимость во «внешней сигнальной системе» просто отпала.


Что убило на корню обнинские субкультуры?
 
«Вы откуда все прилетели?!» – кричал ещё в 2006 следователь из фильма Серебрянникова. Идея монолога была в том, что молодёжи на всё плевать и она «только притворяется». Режиссёр сейчас сидит, а его герой в наши дни, наверное, повесился бы. Кажется, у обнинских ребят сил даже притворятся не осталось – только на контактик и побухать в «Лебовски» и то лениво, не до блевотины.
Лет десять назад вся страна окрасилась в чёрно-розовые цвета: о подростковых субкультурах писали разной степени неадекватности статьи и анализы (вроде этой), а наши законодатели рассуждали о запрете очередной рок группы, после «варварского акта жертвоприношения/самоубийства/вандализма, совершённого подростками» (ну хоть что-то не меняется). Но теперь – все исчезли. Исчезли настолько, что сейчас некоторые задаются вопросом «куда?!»
 
Апельсинки от осинки
Если раньше «точкой сбора» для молодёжи служила ближайшая площадь или подъезд, когда холодно, то потом открылась куча заведений «для своих». В Калуге, например, это бар «Гараж», где и собираются представители «секты свидетелей света в конце ушного тоннеля». В Обнинске это уже упомянутый «Лебовски», где грани размываются дешевым (не всегда и не для всех) бухлом и перегаром.
Но тут виден другой тренд — деградация западных субкультур на нашей почве. В Америке, например, какое-то время зарождались «новые хиппи» (сейчас их переквалифицировали в хипстеров) с иконами вроде Керуака, Буковски или вымышленного Чувака из фильма Коэнов. В какое убожество они превратились – даже говорить не охота. Похожая петрушка произошла с эмо и готами, в том числе и в Обнинске. Не хотят гопники с претензией краситься.
Хотят бездумно бухать, давать в дыню и получать в неё. И даже по клубнякам уже тусить лень. Всё.
 
Кентавр Гриша рожей не вышел
Многие выросшие субкультурщики уже вывели свой интерес в мэйнстрим и потому не бросаются в глаза. Например, в начале нулевых ребята в широких штанах и патрулях вызывали общественный резонанс. Сейчас, все внешние элементы отпали, а рэп-движение разрослось до того, что баттл Окси и Гнойного обсуждают на федеральных телеканалах. И даже депутаты из Питера договорились до того, чтобы назвать переулок в честь Гнойного!!! Какая уж тут «суб», если культура или её отдельные элементы стали всеобщими.
Другой пример — гики, открывшие для себя в 90-е мир книжек с картинками, хорошо, графических новелл – не орите! Тогда ребята были в контре с обществом, сейчас же они сами держат круговую оборону от всех «новообращённых» фанатов комиксов, посмотревших три фильма Марвелл. В группе Обнинского гик-магазина Comics City не больше 700 человек, а вот очереди на каких-нибудь «Стражей Галактики» в разы больше. Субкультуры стали культурой.
 
А девочка созрела…
Молодёжные течения вообще имеют свойства быстро меняться в силу возраста их адептов. Вчерашние эмо и готы поступили в институты, начали устраиваться на работу, где большинство начальников не слишком приветствует чулки на руках и все внешние субкультурные элементы отпали естественным путём.
Часть при этом, конечно, сохранила убеждения, Amatory и My Chemical Romance в аудиозаписях и 2007-ой в душе. Например, в октябре в Калугу приедет одна из культовых групп тех времён «Психея»: в списке участников больше половины вполне приличные «дяди и тёти» без каких-либо намёков на атрибутику.
 
Шнурки на гвоздь, а пудру в косметичку
Но это про тех, кто был тогда. Что же с современными подростками? Многие психологи отмечают среди них перемену принципов идентификации. Если раньше без оранжевых шнурков и туннелей было тяжеловато определить «своего» в школе, то сейчас у каждого есть самозаполненный профайл в сети с музыкой, фото и другими пристрастиями. Необходимость во «внешней сигнальной системе» просто отпала.
К примеру, калужские анимешники, группа традиционно не слишком возрастная (не говорим о многолетних отаку), в следующем месяце устраивают Anime Party. Смотрим на список участников: внешне «лунных» не отличишь от их одноклассников по большинству фото, а вот по стене фаната видно сразу. Наряжаться в Алукарда больше нет смысла, достаточно повесить саундтрек Хеллсинга у себя на странице, чтобы дать понять, что ты «в теме».
 
Виртуальные знамёна
Одна из самых важных составляющих подростковой субкультуры – протест. И, как бы адепты этого не отрицали, внешний вид и эмо, и готов, и других «неформалов» всегда был частью этого. Сейчас же протест либо вовсе исчез у нашей молодёжи, либо стал более целенаправленным, осознанным, в том числе благодаря большей доступности информации. Если уж и воевать, то не с абстрактным «серым обществом», а, например, с коррупцией или с патриархатом (окрашенные волосы для многих стали не просто абстрактной деталью, а признаком солидарности с фем-движением).
Современные школьники начали думать, что они объединяются не по принципу эмоционально-визуальной идентичности, а по идейным соображениям, следственно и менее заметны (вне митингов, например) для всех остальных. Фаната Iron Mayden легко узнать по футболке, фанат Соколовского внешне не отличается ничем, при этом являясь уже частью своей субкультуры.
 
Хотя, конечно, у нас, кажется, самая популярная субкультура, как и многие годы до этого – гедонизм: мир крутится вокруг пары злачных заведений, куда не дотянется злая-плохая реальность. Зачем красится, бегать от скинхедов или поддерживать идеи? Наливай! «И пусть весь мир подождёт». И – что особо настораживает – процесс стремительно нарастает в сторону победы лени и конформизма.
21.09.17

Федор Букхаков

5 комментариев

Old__Umbrella
Вот просто поделюсь..
E-Michael
я недавно в посте про серебренникова писал, что суб-культура возможна и хороша, при условии наличия качественного мейн стрима. То же и здесь. 
Добавлю, что в России все еще популярно заимствование с запада, опять же при отсутствии качественной и привлекательной местной альтернативы. А если она, альтернатива, и есть, то это какой нибудь Дом-2 и в общем то всё.
Ну и, если говорить про Запад, то либеральные ценности, равенство всех и вся сводятся к формуле «мальчик, девочка — какая в жопу разница?» многое объясняют. 
Мальчуганы, выглядящие как дровосеки, которые не рубят деревья и целый день ухаживают за собой, чтобы понравиться другим дровосекам.
И девчули, с бровями и губами, похожие одна на другую, до неразличимости. И да! Жопа! Кардашьяноподобная жопа многих безобразных жопоносиц вывела наверх в социальной конкуренции. Надеюсь, что не надолго. У женщин все же должна быть попка, разных размеров, но все же попка.
Old__Umbrella
Не помню, было тут или нет...
 
Во-первых, «дровосеки». Да, вы не ослышались – дровосеки! Их в Обнинске потрясающее количество. Тот же «Лофт», пришли с девчонками, сели. Почти все парни выглядят как канадские лесорубы – бородатые, клечатые, подкачанные. Правда, в отличие от настоящих дровосеков, очень ухоженные. Красивые, как с картинки! У меня тоже короткая стрижка, но такую укладку я не смогу сделать. Идеально уложенная челочка – поднятая и зафиксированная лаком, волосинка к волосинке, проборчики. И конечно, ухоженая, холеная борода.
Не такая борода, как у полярников – густая и длинная, выполняющая согревающую функцию в лютый мороз. У современных мальчиков борода – это аксессуар, они несут ее с гордостью, ухаживают за ней, наверное, часами – моют специальным шампунем, ходят к цирюльнику стричь, расчёсывают по утрам и вечерам.
А как они пахнут! Дорогие духи, какой запах! Некоторые, правда, круто перебарщивают – и тогда от них воняет. Но очень дорого. А маник? А подвернутые правильно штанишки, такие модно-узенькие, даже на тех, у кого пузико, как на 6 месяце? Колечки, браслетики, шарфики, фишечки – некоторые просто лошадку в сбруе напоминают! Так мило, аж тошнит. От восторга, разумеется, и желания отдаться прям там, в «Лофте».
Но к такому нужно на белом коне подъезжать, и не факт, что он тебе не скажет: «Фи…не для тебя моя борода росла!» А если он и ответит взаимностью (ой!), хотя явно его больше привлекает собственное отражение в зеркале (или, того хуже, другие такие же дровосеки)  — что мне делать потом с таким счастьем???
— Дорогой, какие планы на вечер? Может, в кино?
— Нет, милая, сегодня я записан в барбершоп на стрижку бороды, да и ребята в спа-салон позвали, — ответит современный «дровосек» — охотник на мамонта.
 
 
Реальная девочка из Воронежа после нескольких дней в Обнинске и «Лофта» с «Р1»...


http://u24.news/analitika/sonechka-brodskaya/ne-dlya-vas-moya-boroda-rosla-ili-antologiya-obninskikh-malchikov/
 
Kot
в 50-х стиляги были нашей субкультурой. на Западе стиляг не было
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.