Продолжение дискуссии в президентском блоге

Начало можно почитать по ссылке

Степанова Валентина Васильевна, Смоленская область (13 февраля 2012 18:25)

для воронн

Извините меня, я не имела Вас и Вашу семью в виду, когда описывала генезис становления письменной речи у обычного, рядового ребенка.

Я не занималась проблемами сверходаренности, поэтому мне в жизни не очень повезло, в моей практике не получилось встретиться с детьми хорошо читающими и грамотно пишущими в дошкольном возрасте. Понимаю свою ограниченность, но с воображением у меня очень плохо, могу описывать только то, что видела наяву.

Буду счастлива увидеть ребенка дошкольного возраста или младшего школьного возраста грамотно пишущего, быстро читающего, как взрослый, и свободно пересказывающего новый прочитанный текст и отвечающего на поставленные взрослым вопросы по тексту.

Приеду тотчас, приглашайте!



dozent, Удмуртская Республика (14 февраля 2012 09:22)

для Степановой

«Религиозная этика — глубокое средневековье, а в купе с … стандартами образования, определяющими чувства вины, совести и терпения как приоритет в саморегуляции личности ведут к социальной деградации».

«Я не понимаю, …, почему православная этика должна отнимать час от уроков литературы».

До сих пор как-то не доводилось среди верующих (что православных, что мусульман) встречать этих самых «социальных деградантов». А вот среди воинствующих атеистов таковые водятся.

Я уже Вам как-то говорил, что Ваше неприятие религии вообще и православия в частности – это Ваша беда. Беда, не дающая Вам и Вашим соратникам двигаться дальше. И беда эта имеет простое название – нетерпимость. Нетерпимость к позиции другого, если позиция та отличается от Вашей.

Религиозные чувства каждого конкретного человека – такая же объективная реальность, как и Ваше личное существование на этом свете. Наверное, психологу-практику следует относиться, в том числе, и к такой объективной реальности именно как к объективной реальности: как минимум – с уважением. Это, во-первых.

Во-вторых, отрицая религиозную мотивацию в воспитании, имеет смысл предложить свою столь же эффективную систему приоритетов, ценностей и мотивов.

В-третьих, удивительно, но в основе системно-деятельностного подхода, продвигаемого Вами, лежат ценности, мотивы и приоритеты, известные ещё из Библии и Корана. Плюс некоторые хорошо известные любому практику особенности психической деятельности человека учащегося.



воронн, Ханты-Мансийский автономный округ (14 февраля 2012 16:23)

для Степановой

«… Я не занималась проблемами сверходаренности...»

Если это тонкий намёк на мою семью — то я уверенно отвергаю. Ибо ничего заметно соответствующего такому комплименту не нахожу. Семья как семья.

«… в моей практике не получилось встретиться с детьми хорошо читающими и грамотно пишущими в дошкольном возрасте....»

А вот про «грамотно пишущих» я не знаю. Не выяснял, не видел. Этого у нас не было — даже и не пытались учить детей непременно ещё и писать. Это уж — пусть школа (надо же и там чем-нибудь заниматься).

Но Вы-то не про этот комплекс «чтение-письмо», а именно про чтение говорили. Оно, якобы, как-то перевод слов в образы подрывает.

Так что, извините, Вы несколько подменили тему.

Вы настаиваете на вреде именно быстрого ЧТЕНИЯ?



Степанова Валентина Васильевна, Смоленская область (15 февраля 2012 05:07)

для воронн

Письменная речь это фиксация устной (звуковой) речи на листе бумаги, она состоит из письма и чтения, при этом оба процесса должны вызревать одновременно. Если чтение опережает письмо, и ритм пишущей руки отстает от ритма артикуляционных действий, то ребенок пропускает гласные буквы и не дописывает окончания слов.

Это связано с тем, что наша внутренняя речь (внутренний диалог или монолог) не использует гласных звуков. Мы при использовании речевых опор в мыслительной деятельности пользуемся стечением согласных звуков, так как они дают большее ощущение в артикуляционном аппарате при произнесении. Письменная речь некоторых народов, вообще, не имеет букв обозначающих гласные звуки.

Если ребенок быстро читает, но речь по ритму не совпадает с ритмом движения руки, то у ребенка формируется дисграфия,которую преодолеть бывает чрезвычайно трудно и почти не возможно.

Поэтому чтение и письмо, особенно в начальной школе, в момент становления письменной речи, должно быть синхронизировано друг с другом.

Кроме этого нужно понимать, что язык состоит из речевых меток, которыми помечены все предметы, явления, отношения, действия, которые используются в опыте народа. Каждое слово это инструмент, с помощью которого мы достаем из собственного опыта образ обозначенного предмета или действия и соединяем их в образное представление.

Читать — это переводить слова в рядоположные образы, а писать это переводить образы наших представлений в словесно буквенную форму.

Понятно, что президентский блог это не место для подробных объяснений, можно задать вопросы и на моем блоге, там можно и прочесть полезную информацию про становление письменной речи.

Да, я действительно считаю, что чтение книг детям до пятилетнего возраста скорее вредно, чем полезно. Я говорю как человек искренне желавший разобраться в этой проблеме.



Степанова Валентина Васильевна, Смоленская область (15 февраля 2012 05:34)

для dozent

Уважаемый Олег Николаевич, разговаривая о содержании образования и учебном плане я ни в коем случае не намеревалась обидеть религиозные чувства верующих. Мы светское государство, церковь отделена от государства, мы много конфессиональное сообщество, и любой человек живущий в этом культурном пространстве абсолютно спокойно относится к религиозным предпочтениям других членов сообщества.

Для передачи своих религиозных предпочтений каждая семья может обратиться в свой приход и получить помощь от пастыря. И в эту интимную часть управления сознанием не обязательно посвещать всех.

Люди, которые для себя избрали веру в естественные силы природы, не должны быть притесняемыми религиозным меньшинством, мы в праве рассчитывать на равные права в воспитании собственных детей и внуков.

Олег Николаевич, системно-деятельностный подход ставит во главу угла человека, он является высочайшей целью и ценностью в культуре.

Я нигде не встречала в библии или коране, и даже в торе, ссылке на то, что человек, а не высшие силы, являются высочайшей ценностью мира, если можно, то дайте ссылку.

По прежнему с уважением В.В.С.



dozent, Удмуртская Республика (15 февраля 2012 08:59)

для Степановой

Ещё в 80-х годах прошлого столетия можно было в качестве основы для освоения устного счета использовать коров, коз, гусей, уток и всё, что во дворе кудахтало, кукарекало, мычало, блеяло или хрюкало. А потому и проблема состояла не в существовании общей предметной деятельности учеников, а в способности педагога использовать это обилие общих предметов, в способности создать необходимую атмосферу в классе. По сути, проблема состояла в выборе чего-либо из совокупности подручных предметов, использовании имеющихся уже образов, формировании логических связей между свойствами предметов и их образов, формировании навыков использования полученных логических связей при решении отвлеченных задач, формировании навыков создания новых логических связей уже на основании результатов решения задач. Вот Вам вся суть математического мышления, логического, а не образного, по сути своей. Иногда Вы этот способ мышления называете аксиоматическим, поскольку в основе такого мышления лежат не образы, и тем более не предметы, а логические связи между свойствами образов-предметов.

И абсолютно не важно, что Вы положите в основу формирования такого мышления: пальчики ученика, счетные палочки или кур во дворе. Важно совершенно другое: насколько грамотно будут формироваться необходимые логические вязи, и насколько интересно будет такое формирование самому ученику. И это второе называется методика. И зависит это второе только от личности самого педагога.

И тут я с Вами соглашусь: нет реального действия — нечего вспоминать, нечем манипулировать внутри собственного представления. А чем и как Вы создадите это самое реальное действие – по большому счету и значения-то не имеет.



dozent, Удмуртская Республика (15 февраля 2012 09:02)

для Степановой

«Картина мира = это основа для самостоятельных форм мышления…»

«…а мышление детей до 10 -12 летнего возраста образное по сути. … Они могут оперировать в момент мыслительной деятельности только тем опытом, который они получили в процессе предметной деятельности».

«Пальцевый счет — это начало начал, с него начинает развиваться математическое мышление, которое по сути своей образное, а образ рождается из реальной предметной ситуации.

Нет реального действия — нечего вспоминать, нечем манипулировать внутри собственного представления».

Парадокс в том, что мышление любого человека от сосунка до древнего академика образное лишь потому, что реальные предметы в мозгу помещены быть не могут. А потому сначала формируется образ (представление, изображение и т.д.), а потом создаются логические связи по типу: мама – еда, мама – комфорт, крик – мама – еда или комфорт. И в основе тут ни что не может лежать кроме реальной (фактической) картины мира. И оперировать мы можем только тем опытом, той практикой, которая у нас есть. Основа для мышления (создания и использования логических связей) в любом возрасте только личный опыт. Ни что другое такой основой быть-то не может по определению.

А накопление же опыта и есть та самая предметная деятельность или действия с предметами. В качестве же предметов могут быть и собственные пальчики, и счетные палочки, и фасолины Валентины Васильевны, и галька с морского побережья. Важно только одно: эта самая деятельность должна быть однородна для всей группы учеников, иначе где-то возникнет непонимание.

2 комментария

folga
Восхищена высокой культурой интернет-общения Валентины Васильевны с удмуртами (иногда мне кажется, что и я способна так вести дискуссию, ведь принадлежу на 50% к этой нации =))) но только иногда :)
kev
В образовательной среде соседние организации грызуться напропалую.
Но здесь можно придти к согласию.
Я сожалею, что это не читают родители.
Сегодня главная опасность для детей: преждевременное развитие.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.