Митрополит Климент о культурном коде

В Калуге проходят XVII Богородично-Рождественские образовательные чтения на тему «Вера. Культура. Образование. Цивилизационный выбор России». Ниже приводится фрагмент обращения, с которым выступил 29 сентября на открытии чтений митрополит Калужский и Боровский Климент.



Отношение к культуре — это одно из проблемных явлений в нашей жизни. У нас еще сотни заброшенных храмов и усадьб, не восстановленные монастыри и заброшенные кладбища, умирающие деревни, а вместе с ними и исчезающий колоритный сельский быт. Мы уже не слышим, чтобы в деревнях молодежь пела народные русские песни. Но все это часть нашей культуры, нашей культурной идентичности, и пока не поздно, еще есть очаги культурного народного творчества, мы должны помочь им сохраниться и обратить на них внимание нашей молодежи, научить молодых людей любить ее. Такое явление не в каком-то конкретном муниципальном образовании или районе, а это мы видим по всей России. Эта наша трагедия сегодня – мы теряем наш культурный код.

Поддержка отечественной культуры и сохранение монументального и духовного наследия, пожалуй, одно из самых недофинансированных направлений. Куда более трепетно государство и общество относится к экономике, обороне, природным ресурсам, чем к своей культуре. Действительно поддержание культуры дело затратное и не дающие сиюминутных выгод (особенно в условиях ограниченности бюджетов всех уровней). Поэтому всегда будет иметь место утилитаристское мнение: «Имеет ли смысл тратиться на сеяние разумного, доброго, вечного?»

Хочу заметить, что самые страшные диверсии против нашего государства производились именно на культурном фронте. Приведу такой пример. Когда была продана Аляска и началась ее американизация, главный удар был направлен на культуру автохтонов и их язык. В середине 80-х годов XIX в. пастор Шелдон Джексон, глава пресвитерианской миссии на Аляске и одновременно возглавлявший там федеральный отдел образования, писал, что «не следует использовать никакие книги ни на каких индейских языках… мы должны дать этим старым языкам умереть… и чем скорее тем лучше, заставив учеников во всех школах говорить только по-английски». По его мнению, только американская монолингвиальная цивилизация правильная.

Мы также имеем массу подобных примеров и сегодня, когда за десятилетия планомерной работы внешних сил разрушалась культурная идентичность народонаселения суверенных государств. Воздвигались ложные идеалы, переписывалась история. Не поместившиеся в прокрустово ложе новых парадигм люди подвергались остракизму, репрессиям, поражению в гражданских правах.

Построить такую огромную страну, как Россия, можно только имея веру и любя Родину, любя ближнего, как самого себя. Россия всегда имела идеалом своим – святость. Главным подвигом была жертва ради ближнего (семьи, села, города и всей страны). Господь к этому нас призывает, говоря: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13). Это не означает, что надо идти и где-то погибать на поле боя. Это говорит, что мы должны посвятить свою жизнь полностью тому делу, к которому призваны. Необходимо дать свои таланты людям, как призывал Христос во вчерашнем евангельском чтении, чтобы приобрести новые, т.е. чтобы наша молодежь восприняла веру и русскую культуру, и полюбила ее.

Для целеполагания, т.е. направления жизни, нужно иметь завершенное мировоззрение. Эту завершенность нашим отцам давала вера во Христа. И сегодня жизненно необходимо обращение к опыту наших отцов, который под изменяющимися одеждами политических режимов и экономических моделей видит единственное историческое земное Отечество, неразрывно связанное с Отечеством Небесным.

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Для выполнения социального заказа по духовно-нравственному образованию молодежи на территории области считаю необходимым, чтобы Министерство образования Калужской Области разработало поправку в Закон «Об образовании в Калужской области», которая закрепила бы духовно-нравственное направление в качестве ключевого в организации развития, воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях области.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.