Легкомысленный разговор с начальником тюрьмы

28 мая в ДК ФЭИ ведущие артисты театра Московская оперетта дают «Летучую мышь» Иоганна Штрауса — бессмертную музыкальную историю о превратностях адюльтера. По мнению исполнителя одной из партий в этой постановке певца Виталия Доброжицкого, оперетта – это лучшее лекарство от стрессов.

-

Виталий, оперетта — легкомысленный жанр. И высоколобые критики ее почем зря ругают. Почему же она до сих пор пользуется устойчивой популярностью?

Дело в том, что оперетта по определению веселый и лирический жанр. Самые трогательные, самые нежные, полные романтики истории лежат в основе классических оперетт. А когда они полны экзотики и приключений, юмора и веселья, тогда они становятся, просто незабываемы. К слову сказать, всеми этими качествами в полной мере обладает спектакль «Летучая мышь» Иоганна Штрауса. Он уникален уже тем, что всё в нём традиционно и вместе с тем необычно. Действие оперетты происходит в Вене. Муж — легкомысленный бонвиван, изменяющий своей жене с другими. Герой немного банальный и, как это нередко бывает, слишком хорошо известен в обществе. Но, муж, изменяющий своей жене с ней же — это персонаж удивительный. Возможно ли, чтобы делал он это по доброй воле? Конечно, нет, а вот по воле Судьбы и хорошенькой, остроумной женщины, собственной жены, которую он принял за другую, незнакомую ему женщину.

Мне почему-то вспомнилась шутка про оперетту «Летучая мышь», принадлежащая польскому поэту Юлиану Тувиму «Муж не узнаёт жену, потому что она в новых перчатках». Сколько артистов занято в выездной постановке «Летучей мыши»? Есть ли среди них те, кого обнинские зрители узнают без колебаний?

В постановке занято всего восемь человек – по числу действующих лиц. Заглавные партии исполняют звезды – партию Генриха Айзенштейна поет Народный артист России Юрий Веденеев, а партию его жены Розалинды – Народная артистка России Светлана Варгузова.

А в какой роли выйдете на сцену вы сами?

Я играю начальника или, как это написано в либретто, директора тюрьмы Франка.

В Обнинск ваш коллектив приезжает без оркестра. Влияет ли это обстоятельство на качестве постановки?

Ни в коей мере не влияет – петь-то мы будем вживую. Впрочем, в оперетте не принято просто открывать рот под фонограмму. Кроме того, именно с этим выездным вариантом «Летучей мыши» мы гастролировали в Люксембурге, Прибалтике и США. В Америке, стране создавшей жанр мюзикла, очень близкого к оперетте, мы выступали в зале «Миллениум» в Нью-Йорке. И скажу вам без рисовки, ньюйоркская публика аплодировала нам стоя! То есть, если вы хотите снять стресс и получить море удовольствия, то идите на оперетту.

Принято считать, что опера является вершиной вокального мастерства. Так ли это?

Не совсем и не всегда. Например, в опере, слушая, как дородная дама поет арию Джульетты, вы можете закрыть глаза и представить нечто более романтичное. В оперетте такой трюк не пройдет. Артисты должны не только петь, но и танцевать — делать это одновременно крайне сложно.

-

То есть, нагрузки на певцов практически такие же, как и в рок музыке?

Во всяком случае, физические нагрузки. Мало того, артист в оперетте должен полностью внешне соответствовать своему амплуа. Если он играет героя-любовника, то у зрителей не должно быть сомнений относительно его возраста и внешности. Что касается музыки и вокальных партий, то они в «Летучей мыши» весьма сложны, в частности партия Генриха Айзенштейна не каждому баритону под силу. А вот народный артист России Юрий Веденеев справляется с нею легко. К слову сказать, его баритон «на слуху» не только у поклонников оперетты, но и у ценителей оперного искусства — певец неоднократно выступал на сцене Большого театра в заглавных партиях: он пел Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини, Скарпио в «Тоске» Пуччини, Алеко в одноименной опере Рахманинова, Жермона в «Травиате» Верди. Сопрано Светланы Варгузовой также хорошо известно меломанам Европы: голос примадонны театра «Московская оперетта» звучал на концертах, где она солировала не просто с оркестрами, а с оркестрами под управлением Евгения Светланова, Эриха Класса, Юрия Симонова, Павла Когана. В общем, это настоящие, полноценные звезды, подлинные мастера вокального искусства.

Известно, что к созданию оперетт Иоганн Штраус пришел достаточно поздно, после 45 лет, будучи к тому времени уже признанным «королем венского вальса». Как утверждают литературные источники, решение попытать счастья в новом жанре возникло у Штрауса под влиянием бешеной популярности французского композитора Жака Оффенбаха, который, собственно, и придумал жанр оперетты.

Это правда. Однако «Летучая мышь» не была дебютной опереттой Штрауса. Любопытно, что сочинил он ее всего за полтора месяца – современные композиторы одну песню пишут дольше. стала вершиной жанра, получив постоянную прописку на сценах музыкальных театров по всему миру.

Фото Галины Гришиной

P. S. Читатели, до сих пор не знакомые с шедевром Иоганна Штрауса «Летучая мышь» в постановке театра «Московская оперетта», могут пройти по этой ссылке.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.