Умные песни для думающих людей

На XXV Международном фестивале авторской песни «Соловьиная трель» обнинские барды из объединения «ОАЗИС» забрали себе почти все «золото» и «серебро».

-

У россиян, поющих собственную поэзию под аккомпанемент гитары, «Соловьиная трель» считается одним из наиболее авторитетных жанровых форумов — его победители получают право участвовать сразу во 2-ом туре культового Грушинского фестиваля. В этом году «трель» проходила под Курском — близ поселка Дичня в урочище Рахоль на берегу Сейм. Авторов и исполнителей собралось более 5 тысяч человек, и это оказалось меньше ожидаемого их числа — погода не слишком благоприятствовала отдыху на природе. Бывалые барды говорят, что это непривычно для Курска, чтобы в конце мая там было холодно и ветрено.

Тем не менее, приятных впечатлений обнинцы привезли масса. Во-первых, в фестивальном жюри заседали корифеи бардовского жанра: председательствовал сам «атлант» Александр Городницкий, а помогали ему бесспорные мэтры Вадим Егоров, Вадим и Валерий Мищуки, Леонид Сергеев, Юрий Гарин, Константин Тарасов, Дмитрий Богданов, Татьяна Визбор и Лариса Брохман. Кроме того, в качестве гостей присутствовали давно любимые искушенной публикой представители «новой волны» в авторской песне Григорий Данской, Ксения Полтева, Павел Фархтдинов, Юрий Космодемьянский, Алексей Бардин. Космодемьянский и Бардин, К слову сказать, «новая волна» регулярно гостит на фестивале «Обнинская нота», поскольку давно дружит с «ОАЗИСом». И здесь самое время дать слово бессменному лидеру, идеологу, вдохновителю и «энерджайзеру» этого объединения Оксане Рачкулик.

-
Александр Городницкий (слева) в жюри за работой

Обнинск на «Соловьиной трели» представляли Зоя Иващенко, Алексей Хромов и Алёна Рачкулик. Зоя завоевала II место в номинации авторы, Алёна — I место в номинации «исполнители». В этом году на фестивале впервые проходил поэтический конкурс — мастерскую вел Александр Городницкий — и в этой номинации I место получил Алексей Хромов. Он выходил на финальный концерт сразу с двумя номерами — песней и стихотворением. Жюри выбрало стихотворение. Впервые же в истории «Соловьиной трели» выступали ансамбли, работающие в так называемых «пограничных» жанрах. Еще их иногда называют «бард-рок» или «акустический рок». В финальном концерте название нашего города звучало чаще, чем других. Я имею в виду, что обнинцам досталось больше концертных номеров во II туре, чем другим регионам, а участвовали представители почти всего «постсоветского пространства» — от Украины и Беларуси до Владивостока.

Почему вы называетесь «ОАЗИС»?

«ОАЗИС» — это аббревиатура. «Объединение Авторов, Зрителей и Исполнителей». Таков был состав тех, кто 9 сентября 2006 года собрался на Комсомольских прудах и решил, что такое объединение Обнинску нужно. То есть, в первую очередь наши зрители были инициаторами основания «ОАЗИСа». В обще-то состав нашей группы на Курском фестивале вполне названию отвечал — у наших «героев» была неплохая группа поддержки.

А в самом «ОАЗИСе» сколько человек состоит?

В нашем объединении состоит девять авторов песен и четыре поэта.

Бардовский жанр в кризисе или же он находится в своей комфортной нише, где никому не мешает? Обрадовались бы Вы такой же его популярности, какая была в 60-70-е годы?

Я не знаю такого жанра — «бардовский». Может быть, со мной не согласятся многие, но авторская песня — это форма существования поэзии, которой не одна тысяча лет. Так что вряд ли она может быть в кризисе. В кризисе, скорее, пребывает само движение «самодеятельной песни». Возможно, несколько устарела форма традиционных концертов. А скорее, просто прошла мода. Как говорил Окуджава, настоящих любителей поэзии всегда было немного, а в громадные залы в начале 60-х годов на поэтические вечера приходили, скорее отдавая дань моде, чем любви. Добавлю, в 60-70-е годы авторская песня и поэзия брали на себя некие дополнительные функции: донесение той информации, которую в те времена не могли донести ни СМИ, ни кино по вполне понятным причинам. Концерты были наименее контролируемой формой разговора творца с публикой. Так что снижение зрительской активности — в порядке вещей. Обидно только, что и до того небольшого числа любителей трудно донести информацию о том, что мы делаем. Видимо, большой поток разнообразных сведений со всех сторон. «Обнинская нота» — фестиваль молодой, но интересный по составу, знакомящий как с «классикой» авторской песни, так и с представителями современной «новой волны». А обнинцы знать не знают, что у них под боком происходит такой праздник. Как любые нормальные люди, выходящие на сцену, мы, конечно, не огорчились бы полным залам. Хотя «умные песни для думающих людей», по определению Владимира Ланцберга, все-таки естественнее звучат в небольших аудиториях, ибо это, в отличие от массовой культуры — разговор.

Есть ли внятные признаки, по которым можно определить бардовский жанр?

Авторская песня — она потому и авторская, что является творением автора. Который волен обращаться к разным жанрам: рок-н ролу, джазу, регги. Впрочем, есть признак, с которым соглашается большинство из авторов и любителей авторской песни — приоритет поэтического слова.

Есть ли у обнинских бардов опубликованные компакт-диски?

У обнинских авторов диски есть. Алексей Хромов в составе команды «АП'острофф» записал два альбома. Зоя Иващенко выпустила четыре диска с авторскими и исполнительскими работами, один из них — в дуэте с Григорием Эпштейном. Андрей Думшев имеет в активе два авторских альбома, Юлия Студенова выпустила пока один, но работа идет по второму альбому. Мало того, к своему 5-летию «ОАЗИС» выпустил коллективный диск.

Какие темы запретные для бардовской песни? Есть ли таковые вообще?

Насчет запретных тем ничего не могу сказать. Мне кажется, здесь действуют те же законы, что и в любом виде искусства.

Почему, на Ваш взгляд, Окуджава и Высоцкий открещивались от КСП, а Визбор с Сухановым — нет?

КСП — это организация, а не жанр. Кому-то нравится «быть в рядах», кому-то нет. В своем время сеть клубов самодеятельной песни была просто необходима, чтобы с одной стороны быть неким буфером между авторами и властью, с другой стороны, выполняя административные функции своеобразного коллективного «продюсера». Ведь не каждого барда принимали на работу в госконцерт, а иных легальных или хотя бы полулегальных способов выйти к зрителю не было. Но, как и любые союзы, клубы в какой-то момент становились тесны для выдающихся своих участников. Кроме того, далеко не все члены этих клубов интересовались самой авторской песней. Многих в КСП привлекала тусовка и все, что ей сопутствовало. Вот их-то сейчас совсем не интересуют новые формы песенной поэзии. В 90-е и позже от КСП отдалялись многие авторы. Например, Виктор Архипович Луферов. А вот Булат Окуджава и Владимир Высоцкий пришли в авторскую песню не через КСП, скорее наоборот, их, уже известных авторов стали приглашать на фестивали: про Высоцкого точно не скажу, а вот. Окуджава бывал на Московских фестивалях и слетах КСП. Юрий Визбор и Александр Суханов находили КСП полезными, были сами их участниками. В общем, тоже процесс естественный и закономерный. «ОАЗИС» иногда ошибочно принимают за клуб. Но мы не клуб. Мы — творческое объединение, которое, к тому же, делает шаги на пути к театру песни. Однако театр — название почетное и ко многому обязывающее, поэтому мы пока не решаемся себя так назвать.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.