Проект «Новая политехническая школа – школа развития индивидуальности (Росток)»

Наименование образовательных учреждений, на базе которых планируется развертывание эксперимента: Общеобразовательная школа № 17г. Новосибирск; Негосударственное учреждение дополнительного образования детей центр «Росток» г. Новосибирск

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 года отмечено, что в середине прошлого десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

Одним из самых болезненных вопросов современности является воссоздание трудовых ресурсов способных жить и действовать в условиях постоянно меняющегося мира. Основополагающим средством для решения данной проблемы является изменение образовательных систем, которое включает в себя не только дошкольное, школьное, профессиональное образование, но и общий подход к жизни.

Психологи отмечают, что в настоящее время наблюдается глубокий разрыв между все возрастающей сложностью мира и способностью человека ориентироваться в новых условиях жизни.

Задача поиска новых путей развития образования стала особенно актуальной и в связи с резким падением за последнее десятилетие показателя ИЧР (индекса человеческого развития), включающего в качестве одного из основных параметров уровень образованности населения и являющегося в настоящее время центральным показателем уровня развития страны в целом, более важным, чем показатель по ВНП (валовому национальному продукту) (Л.Ю.Мажар, 1997).

По определению А.М. Кондакова современное состояние образовательной среды характеризуется:
  • Морально-нравственной дезинтеграцией общества
  • Низким уровнем доверия и социальной солидарности
  • Нарушением преемственности поколений и социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта
  • Недостатком гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения
  • Ростом национализма, ксенофобии, усилением центробежных социальных тенденций
  • Снижением ценности производительного труда, науки, творчества и образования
  • Усилением миграционных процессов
  • Недостаточным уровнем воспроизводства населения
  • Снижением физического, социального и психического здоровья

Данные проблемы стоят не только перед российским обществом, они характеризуют общую мировую тенденцию.

Кризис технократического общества, связанный со способом воспроизводства трудовых ресурсов и отчуждением значительной части общества от смысла проистекающих процессов в мире, привел к утрате человеком осознания своего места и роли в нем.

Технологический век, давший невиданное увеличение товарной массы и удовлетворение витальных потребностей, вместе с тем вызвал глубокий кризис самого человеческого вида.

Социологи и психологи фиксируют дезориентацию человека, неспособного найти свое место в изменяющейся природной и социальной действительности; его беспомощность перед лицом им же самим созданных сил, которые вышли из под рационального контроля и оказывают существенное влияние на формирование ценностных ориентаций личности, не совпадающих с ее внутренними устремлениями и желаниями; бессилие человека перед социальными организациями и институтами, направляющими жизнедеятельность индивида в русло социально заданных стандартов поведения через СМИ, рекламу, политику (А.Пиччеи, В.Франкл, Э.Эриксон, Э.Ласло и др.).

Авторы отмечают, что в настоящее время наблюдается глубокий разрыв между все возрастающей сложностью мира и способностью человека ориентироваться в новых условиях жизни. Именно этот разрыв, называемый ими «человеческой лакуной», ведет к тем «затруднениям человечества», которые на протяжении последних лет являются предметом острых дискуссий.

Однако, все сходятся во мнении, для решения глобальных проблем необходимо коренным образом пересмотреть существующие методы обучения.

В этой связи мы считаем уместным рассмотреть генезис образовательных систем, характерных для различных культурных сообществ, и проанализировать этот опыт.

На каждом этапе общественного развития ценностные ориентации общества меняются, а вместе с ними претерпевает изменение и система передачи этих ценностей. В свое время Маргарет Мид показала, как постфигуративный тип культуры, свойственный традиционным обществам, проповедует передачу опыта от старших к младшим. В ходе прогресса цивилизации данный тип культуры сменяется конфигуративным, ориентирующимся на равных по опыту и возрасту влияние. И, наконец, в наше время начинает прогрессировать префигуративная культура, ориентированная главным образом на будущее (то, что предстоит сделать молодым, важнее, чем прошедший опыт, который видится недостаточным). Именно это и вызывает сегодня постоянный поиск в области содержания образования и способов его передачи.

В культуре традиционных обществ человек рассматривается как часть мира, природы; успешность жизни и деятельности человека неразрывно связана с умением наблюдать окружающий мир, встраиваться в него, действовать в его логике. Главный путь познания — опыт. Человек, проживший долгую жизнь в состоянии гармонии с окружающей природой, в почти не изменяющемся обожествленном и охраняемом пространстве, накапливает огромный эмпирический материал для прогнозирования успешности того или другого вида деятельности в данных условиях. Поэтому системы воспитания в таких культурах опираются на опыт старейшин. Это является гарантом сохранения традиции и не ведет за собой быстрого изменения общественного порядка. В таких культурах смысл человеческой деятельности слит с ее результатом, что делает осмысленным поведение отдельного человека и позволяет ему чувствовать себя комфортно в сложнейших ситуациях. Это определяет и особое отношение к традиции, как необходимому условию удержать неизменным мир вокруг себя. До тех пор, пока «образ мира», включенный в общественное сознание народа, не противоречит происходящему во внешнем мире, в обществе царит покой и порядок. Изменение представлений о мире, даже внутри индивидуального пространства, несет некую опасность привычному мировосприятию и грозит нарушению традиционного образа жизни.

Общество до какой-то поры старается удержать привычное представление о мире в недрах общественного сознания. И каждое изменение общественного сознания ведет за собой кардинальное изменение внутри взаимосвязи « природа — индивид — личность — общество», а это приводит к изменению поведения индивида, что закономерно проявляется в изменении законов существования данного общества и, отсюда, в изменении «формы личности» (термин А.В.Толстых).

На определенном этапе развитие цивилизации техническая революция привела человечество к открытию и созданию сложнейших продуктов культуры, овеществленных в сложнейших системах и механизмах, смысл действия и мультиплицирование которых находилось в руках немногочисленных гениев. Обществу требовалось незначительное число творцов, порождающих новые идеи, с одной стороны, а с другой, — сравнительно большее число людей, способных воплотить данную идею в овеществленный продукт.

В такой ситуации человек, как производитель части общего механизма, отчуждался от смысла производимого продукта. Деятельность стала носить формальный, отчужденный от индивида характер, что вызывало тревожность, агрессивность по отношению к производимому продукту (машинные бунты). Смещался мотив деятельности, он выносился за ее пределы, как мечта о возвращении к креативному, смыслосодержащему пространству для деятельности индивида.

Отчужденная от индивидуального сознания, формализованная механическая деятельность убирала всякую потребность в творчестве, так как носитель смысла производимых операций находился по другую сторону технологического процесса.

Остро вставала проблема формирования жесткой технологической и организационной дисциплины, как подчинение воли индивида чужой воле, через осознанное или неосознанное выполнение норм и правил, предписываемых сверху. Только это давало возможность мультиплицировать замысел средствами других исполнителей, не владеющих в достаточном объеме смыслом производимых операций. Это требовало формирования определенной формы личности: законопослушной, с алгоритмизированным типом мышления, с мотивацией, направленной на удовлетворение меркантильной, потребительской ориентации индивида, а следовательно, и определенного типа образовательной системы.

Поскольку организация технологического производства требует участия специалистов разного уровня подготовки, то необходимо разноуровневое образование: теоретическое, технологическое, отраслевое и профессиональное.

Целостное видение мира складывается в двух высших образовательных ступенях, здесь задаются условия для креативного развития индивида и личности. Данные системы пролонгируют свое влияние на среднее и даже начальное обучение, что создает условие для воспитания целостной, креативной личности для элитарной части общества.

2 комментария

kev
Этой статьёй начинается большая работв Валентины Васильевны.
Читателям будут представлены две принципиально новые школы:
школа «Росток» и школа Тубельского (Державин).
Читайте, критикуйте, спрашивайте и думайте.
Образование в глубоком кризисе.
Восстановить его можно только благодаря содействию общества.
Без вашего участия будет хуже.
kev
Этот материал большой и будет выдаваться долго.
Здесь имеются конкретные рекомендации.
Если кому надо по делу, сообщайте в личку адреса, вышлю полный документ.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.