Многогранные Balkan Strings

9 ноября в Калужской областной филармонии состоялся концерт выдающегося сербского трио Balkan Ыtrings. Этот коллектив знаком многим любителям чистого гитарного звучания по выступлению на международном фестивале «Мир гитары».

-

Первый раз трио Balkan Strings посетили Калугу 23 мая в рамках международного фестиваля «Мир гитары».Это произошло после того, как главный организатор и идейный вдохновитель фестиваля Олег Акимов увидел клип трио Старчевичей. Тогда Олег решил, что Balkan String обязательно понравятся избалованной гитаристами-виртуозами калужской публике. Акимов попал точно в яблочко – Balkan Strings просто «взорвали» зал. А потому очередной приезд сербов на калужскую землю стал не более чем вопросом времени. И наконец, мы дождались,спустя чуть менее года, Balkan Strings снова посетили Калугу.

Balkan Strings – это уникальный музыкальный коллектив. Пробовать определять их стиль просто бесполезно, даже если вы попытаетесь это сделать, название займет несколько строк. Играют они непривычную для русского слуха музыку, в которой намешаны элементы сербской, цыганской, македонской, румынской, молдавской, болгарской и венгерской национальной музыки. Семейное трио (в состав группы входят отец Зоран Старчевич, и два его сына Никола Старчевич, Желько Старчевич) умудряется органично вплетать в свои композиции джазовый подход, темперамент балканского фолка и причудливые восточные орнаменты. Другими словами Balkan Strings работают в жанре, созданном на стыке культур, и делают они это с поразительным профессионализмом.

– Наша музыка не блюз и не рок-н-ролл, и не такая, как диско, – говорит Зоран Старчевич. – Она другая по ритму. Балканская музыка очень богатая, она впитала в себя музыку многих стран и в то же время осталась неповторимой.

Когда собирался в Калужскую областную филармонию на концерт Balkan Strings, я думал, что попаду на концерт очередных виртуозов, коих приходилось слышать далеко не один раз, что по-настоящему удивить публику сербам не удастся. Думал, что ближе к концу первой части буду с нетерпением ждать антракта, чтобы перевести дух и отдохнуть от гитарных «запилов». Как же я ошибался… Посетив концерт BalkanStrings, я могу с уверенностью утверждать, что вряд ли мне когда-нибудь удастся услышать подобные аранжировки.

-

Таких сумасшедших пассажей, такой работой с динамикой гитарный мир, пожалуй, еще не знал. Удивили сербы публику и своей безупречной и уникальной техникой – в активе Balkan Strings найдется солидное количество гитарных переборов и приемов, которые не используются больше никем.
Стоит заметить, что у сербского трио нет ярковыраженного лидера, никто из музыкантов не теряется в тени другого, невозможно сказать, какая из гитар является ведущей – особо внимательный зритель наверняка заметил игру в «перетягивание одеяла» – каждый из музыкантов играет и сольные партии, и аккомпанемент. Именно поэтому их музыка настолько разнообразна и совершенно не скучна, в отличие от подавляющего большинства других коллективов, в основе которых лежат фольклорные принципы.

Трио Balkan Strings исполняли как собственные композиции, например «Водяная мельница», за которую коллектив на Международном конкурсе авторов песен в номинации «Мировой шлягер» получил первое место, так и интерпретации известных произведений. Ближе к концу концерта сербское трио исполнило балканскую интерпретацию легендарного, сложнейшего по технике фламенкового произведения «Астурия». Наверняка его автор Исаак Альбенис вертелся в гробу с сумасшедшей скоростью, но вертелся от счастья, вряд ли он при жизни мог подумать, что «Астурия» может быть так исполнена.

Ну и в завершении повествования приведу слова известного британского гитариста Джона Мак Лафлина: «Преданность трио Balkan Strings музыке Балкан и центральной Европы впечатляет и поражает. Их аранжировки этой музыки для гитары великолепны. По- настоящему!!!»

Текст: Евгений Леонкин
Фото: Александр Давудов

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.